издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Под каблуком

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Высокие каблуки, цветные колготки и обилие золотых украшений – отличительные черты типичной иркутянки. И ни один историк моды не объяснит, чем навеян такой образ. Иркутские модельеры считают, что привычка носить одни вещи и игнорировать другие формируется случайно. «Никаких тенденций здесь нет. Выстрелить может всё, что угодно», – призналась одна собеседница «Иркутского репортёра». Что именно определяет моду в городе и какое место в ней занимает авторский дизайн, выясняла ТАТЬЯНА ПОСТНИКОВА.

Вопрос вкуса

Своя мода в Иркутске есть. Сегодня здесь действует несколько сотен модных бутиков, вполне успешно торгующих одеждой и обувью всех сортов и расценок. Два магазина авторской одежды, владелицами которых является пара иркутских дизайнеров. Помимо них есть ещё около пяти-шести известных фамилий модельеров, имеющих свои ателье-мастерские и сформированный круг клиентов. Плюс, как рассказывает президент Ассоциации модельеров Иркутской области Елена Серебрякова, масса молодых талантливых ребят, которые только начинают работать на этом поприще.

Самой модной частью иркутской публики, обладающей определённым стилем, дизайнеры при этом единодушно считают именно молодёжь.

– Хорошо и стильно одетой молодёжи в городе действительно много, – говорит иркутский дизайнер Светлана Бекарева. – Что касается уже состоявшейся публики, в возрасте за 35 лет, то здесь начинаются проблемы. Лично я вижу очень мало стильно и удачно одетых дам этого возраста.

Одна часть публики, по её мнению, боится экспериментировать с образами, а другой эти эксперименты удаются не всегда. При этом есть определённые типичные приёмы, а значит, и о собственном городском стиле тоже можно говорить.

– Иркутянки любят носить большое количество золота на себе, – перебирает наиболее отличительные его приметы Бекарева. – Причём это распространилось и на молодых. А дамы старшего возраста – большое количество бриллиантов. Я против этого. И, конечно, обувь: в нашем городе любовь к ярким цветам, высоченным каблукам и безумным платформам. Причём ту обувь, которую носят в Иркутске, не носят ни в Новосибирске, ни в Москве, ни тем более в Европе. Зато в Иркутске много женщин ездит на очень хороших дорогих автомобилях. Это бросается в глаза, и это мне нравится.

Другой иркутский дизайнер, Вероника Самборская, напротив, считает, что жители нашего города выглядят абсолютно по-европейски. «Разве что чуть менее демократично, нежели среднестатистические европейцы», – уточняет она. И объясняет, что бум потребления в текстильной индустрии там начался несколько десятилетий назад, тогда как у нас он только набирает обороты.

Не забывают все наши дизайнеры и о том, что влияет на манеру иркутян одеваться ещё и близость Китая. Причём если некоторые местные законодатели моды просто брюзжат, что сразу узнают в толпе людей, одетых в китайские вещи, то другие подкрепляют этот свой взгляд ещё и любопытными цифрами. «Около 70-80% населения города являются потребителями китайской одежды», – говорит Вероника Самборская. И уточняет, что конкурировать с этим рынком сегодня довольно сложно.

Кто кого одевает

Потребителями каких-то интересных авторских вещей в этой ситуации остаются немногие. Собственно, этим можно объяснить и то, что сегодня в Иркутске к услугам любителей эксклюзива действует всего два магазина авторской одежды и несколько десятков частных ателье и мастерских.

– Всё потому, что такие вещи рассчитаны на очень узкий круг модниц, – объясняет причины владелица одного из них, Светлана Бекарева. – Кроме того, людей оригинальных, неконсервативных очень мало. Их всегда было мало. Ведь для того, чтобы увидеть что-то новое и оценить, тоже надо обладать определённым талантом.

Владелица нескольких бутиков авторской одежды в Иркутске, Москве и Петербурге Вероника Самборская смотрит чуть шире. Своей целевой аудиторией она считает оставшиеся 20% населения, которым не по вкусу китайский ширпотреб, а дорогие люксовые вещи не по карману. «На мой взгляд, это самый интересный сегмент рынка, и предложение по авторской одежде в нём самое перспективное», – делится впечатлением она.

Оптимальная цена на дизайнерские вещи в этом сегменте, по мнению Вероники Самборской, от 6 до 10 тысяч рублей за один предмет. «Конечно, могут быть модели по 2–2,5 тысячи и, напротив, более сложные по крою, из дорогих материалов. Для них максимальная цена – 12–15 тысяч. Впрочем, мы не являемся ателье в привычном представлении, скорее это мини-фабрика, которая выпускает малые серии одежды», – рассказывает она.

У других дизайнеров города, владеющих собственными ателье-мастерскими, минимальная цена на авторскую вещь сегодня начинается от 3 тысяч рублей. «К примеру, сшить пальто будет стоить от 10 до 20 тысяч, – перечисляет расценки Елена Серебрякова, которая также владеет авторской дизайн-студией. – Примерно такая же цена будет и на хороший костюм на подкладке; более простой вариант обойдётся в 6–12 тысяч, блузка или рубашка – в 3–5 тысяч. Хотя, конечно, в каждом случае всё решается индивидуально и зависит от сложности работы и цены материалов».

Сначала над вещью работает дизайнер, потом закройщик, мастер, иногда ещё и вышивальщик

Впрочем, как говорит Светлана Бекарева, цены на дизайнерскую одежду определяет их высокая себестоимость.

– Это ведь не штампованное производство, – объясняет она. – На фабрике вещь появляется за смену, здесь – за две недели. Сначала над ней работает дизайнер, потом закройщик, мастер и, как в моём случае, ещё и вышивальщик. Так что все цены абсолютно обоснованные.

При этом само это производство к числу доходных она не относит. Хотя в среднем его рентабельность, за исключением затрат на аренду и работу, по её словам, составляет около 30%. «Есть, конечно, вещи совершенно нерентабельные. Как правило, это очень дорогие модели, которые себя не оправдывают ни по одной статье, за исключением того, что это – произведение искусства», – объясняет Бекарева.

Цена такого «произведения искусства» в Иркутске может достигать 2 тысяч долларов. Но это уже, как уточняет Елена Серебрякова, исключительные случаи.

Сложная строчка

Желающих обзавестись авторским текстильным производством по-прежнему немного. Основная причина, по мнению иркутских дизайнеров, в том, что большинство людей хотят, чтобы цена на вещь была доступной, а её качество при этом – высоким. Именно поэтому многие предприниматели сегодня готовы работать с существующими брендами или приобрести франшизу.

– Содержание авторского производства обойдётся гораздо дороже, – объясняет Вероника Самборская. – Определённые вложения нужны и для того, чтобы открыть магазин. Причём здесь самая затратная статья – это аренда. А цены на аренду в Иркутске сегодня на уровне московских. К примеру, аренда площади моего магазина в Питере обходится мне дешевле, чем в Иркутске.

Есть и другие трудности. «У нас практически не осталось профессиональных портных, – начинает перечислять Светлана Бекарева. – Те, что остались, это, как правило, люди старой закалки или просто фанаты своей профессии». Плюс большие затраты, по её словам, на начальном этапе связаны с приобретением специального оборудования. «Также много денег необходимо для рекламы и привлечения к себе внимания», – уточняет она.

Существуют на местном рынке и свои особенности.

– По опыту, модели средних размеров, от 44 до 48-го, лучше расходятся в иркутских магазинах, тогда как вещи больших размеров – в Москве, – раскрывает одну из деталей Самборская. – Иногда даже приходится туда отправлять оставшиеся здесь большие модели. Связано это, на мой взгляд, с тем, что в столице люди с большими размерами не столь консервативны, более раскованны и не боятся носить какие-то необычные вещи.

Впрочем, главным сдерживающим фактором развития рынка авторской дизайнерской одежды в Иркутске, несмотря на всю его перспективность, по мнению Вероники Самборской, остаётся только цена. «И так будет до тех пор, пока стоимость одной вещи будет равна трети или половине зарплаты среднестатистического иркутянина», – резюмирует она. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры