издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Коммунальный ликбез

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Исключить перегрузки на электрических сетях, улучшить качество тепло- и электроснабжения, определить места наибольших энергопотерь, собирать данные о потреблении электроэнергии по графику, управлять индивидуальными счётчиками на расстоянии и даже включать уличное освещение в определённое время. О том, что умеют современные автоматизированные системы учёта тепловой и электрической энергии, в прошлую пятницу потребителям рассказали в сервисном центре Иркутской энергосбытовой компании на семинаре, посвящённом актуальным вопросам энергосбережения.

Специалисты Иркутской энергосбытовой компании, опираясь на опыт работы с клиентами, пришли к выводу, что потребители не всегда успевают отслеживать изменения, которые происходят в законодательстве об энергоснабжении, рассказала Ольга Стёпкина, руководитель сервисного центра Иркутскэнергосбыта. В связи с этим решили регулярно проводить информационные семинары. Они проходят примерно два раза в месяц в Иркутске, Ангарске и других территориях Приангарья. «Только наш сервис-центр принимает до 300 клиентов в день, – отметила Ольга Стёпкина. – У большинства предприятий малого бизнеса не имеется квалифицированных энергетиков, или они работают по совместительству, поэтому у них нет возможности планомерно заниматься энергосбережением». 

Чтобы не переплачивать за электричество, нужно как минимум знать, какие мощности действительно требуются пользователю, считают специалисты. Зачастую, подавая заявку на технологическое присоединение к электрическим сетям, потребители запрашивают больше, чем им нужно. Однако, утверждает Ольга Стёпкина, рано или поздно выйдут законодательные акты, которые обяжут потребителя платить за неиспользуемые мощности. 

Чтобы этого избежать, можно уже сейчас установить приборы учёта. Тем более что технологии позволяют практически полностью автоматизировать процесс сбора данных и управления счётчиками. Инженер второй категории ЗАО «Ирмет» Евгений Муратов рассказал, что автоматизированные системы учёта позволяют собирать данные с индивидуальных счётчиков на определённый период времени, отслеживать потери в сетях и дистанционно, через сотовую сеть, управлять приборами учёта. Это особенно важно для садоводств, ТСЖ, гаражных кооперативов. 

Так как устройство связано с диспетчерским пунктом по каналу GSM, то появляется возможность оперативного дистанционного контроля за энергопотреблением. Современные счётчики обладают внутренним реле мощности, которое можно запрограммировать определённым образом. Например, если потребитель подал заявку на техприсоединение мощности 15 кВт, а использует 25 кВт. Когда таких потребителей несколько, это сказывается на качестве напряжения, поскольку идёт перегрузка сетей. Проблема решается адресно – пользователь должен определиться и скорректировать свои объёмы потребления мощности, перезаключить договор.

Есть и датчики напряжения: если оно выше допустимого, счётчик также отключится. «Можно поставить лимиты разным абонентам, – продолжил Евгений Муратов. – Например, потребитель заплатил 1000 рублей, и у него идёт обратный отсчёт, как киловатты закончились, он автоматически отключается». Приборы защищены от осадков, их можно устанавливать на опорах, таким образом, нелегально подключиться к сетям в районах малоэтажной индивидуальной застройки будет уже практически невозможно. Новые счётчики оборудованы электронной пломбой. Если даже какой-нибудь шутник захочет открыть крышку, на диспетчерском пункте это будет видно.

Информация о том, «до чего техника дошла», вызвала живой отклик в аудитории: 

– Подскажите, а он полностью цепь разрывает или там приоритет нагрузок? – интересовался один из участников семинара. – Если обесточить дачный дом или коттедж на какое-то время, система отопления может разморозиться.

– Можно поставить включение-отключение с интервалом, например, две минуты, – отметил представитель компании «Ирмет». – Абонент в таком случае непременно придёт докупать мощность. Или можно поставить штрафной тариф. 

Но это уже нужно регулировать договором. Управляемое реле можно использовать не только для санкций в отношении нечестных абонентов:

– В одном из садоводств, прочитав в техпаспорте про управляемое реле, нас попросили включить уличное освещение, – поделился опытом инженер. – Запрограммировали, что в 11 часов вечера оно включается, а в 8 утра автоматически отключается. Или вы ушли и не помните, отключен ли утюг. Диспетчер по звонку абонента может со своего пульта отключить любой прибор учёта в сети. 

Прозвучал и вопрос о цене счётчиков. «Ирмет» работает напрямую с заводами-изготовителями и реализует счётчики по себестоимости, трёхфазный прибор обойдётся в 5100 рублей. Некоторые участники семинара задавали вопросы и после его окончания. По словам Ольги Стёпкиной, люди действительно стали интересоваться энергосбережением. И дело не только в том, что приближается время исполнения некоторых статей федерального закона об электроснабжении. Это попросту выгодно, говорит участница семинара Татьяна Зверева, заместитель директора Иркутского областного художественного музея им. В.П. Сукачёва по общим вопросам:

– У нас в усадьбе Сукачёва четыре здания, обогрев только электрический. Как проследить, какое здание меньше потребляет, какое больше, как можно сэкономить? Система, о которой сегодня говорили, для нас может быть выходом из ситуации. 

О следующих семинарах, уверили организаторы, можно будет узнать из средств массовой информации.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры