издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Коммунальные «шатания»

Собственники жилья должны сами выработать свою позицию

  • Автор: Аксана ОЛЕФИР

19 августа состоялось внеочередное собрание собственников многоквартирного дома № 13 на проспекте Маршала Жукова в микрорайоне Солнечный. Причина: две управляющие компании выдвигают права на управление этим домом. В результате бесконечных тяжб и разбирательств плохо организована работа подрядных организаций, не ясно, как обеспечиваются платежи за коммунальные услуги, которые, кстати, жильцами собираются очень добросовестно. Кроме того, возникают и другие насущные проблемы. Мэр города Виктор Кондрашов, обеспокоенный ситуацией, которая складывается в сфере управления многоквартирными домами и взаимоотношений иркутян с управляющими компаниями, решил на месте ознакомиться с проблемой.

Казалось бы, всё просто, как дважды два: жильцы дома, как собственники, вправе выбрать ту управляющую компанию, которая более качественно выполняет свои обязательства. Но не тут-то было История такова: дом номер 13 несколько лет обслуживала одна управляющая компания, а когда срок договора с ней закончился, 52% жильцов дома проголосовали за новую управляющую компанию. Однако прежняя не сочла данный факт достаточным основанием для того, чтобы передать дела вновь избранной УК. В этом конфликте владельцы частной собственности организовали встречи, на которые приглашали представителей соперничающих управляющих компаний. Но договориться между собой стороны пока не могут. Впрочем, среди жителей дома тоже появился разброд и шатание – и консенсус в выборе управляющей организации как-то не вырисовывается. Так что ясности, когда проблема разрешится, пока нет.

«Порядок в доме, в первую очередь, зависит от жильцов дома, – обратился к присутствующим Виктор Кондрашов. – И пока вы не выработаете чёткую и однозначную позицию, конфликт не исчезнет. Согласно закону, муниципалитет не имеет полномочий вмешиваться в деятельность хозяйствующих субъектов, в данном случае – управляющих организаций и собственников. Мэрия может только консультировать, направлять. Но последнее слово всегда остаётся за собственниками квартир, то есть за вами».

Как правило, проблемы во взаимоотношениях с управляющими компаниями испытывают многие иркутяне. Это подтверждают многочисленные обращения жителей в адрес мэра с просьбой помочь повлиять на коммунальных бизнесменов.

Самое удивительное, что эта ситуация характерна не только для Иркутска. По всей стране идут битвы между собственниками жилья и управляющими всех мастей. И только тогда в этих битвах победителями становятся собственники, когда они активно проявляют свою волю. Именно это было главной задачей реформы ЖКХ, начавшейся в 2005 году: сформировать собственника, полностью ответственного за управление многоквартирными домами. Но активность наших граждан пробудить очень сложно: народ привык безропотно терпеть пьяных слесарей, отсутствие летом холодной воды, а зимой – горячей, одним словом – привык к произволу. Так что понадобится время, чтобы научиться строить отношения с управляющими компаниями.

Учитывая, что до сих многие жители города слабо представляют суть жилищной реформы и не знают о своих правах и обязанностях в отношении содержания многоквартирных домов, администрация города Иркутска проводит разъяснительную работу. В рамках «Института жилищного просвещения» проходят консультации, «круглые столы». На занятия может прийти любой желающий. Чему же там учат? Например, тому, что, согласно российскому законодательству, договор на управление домом с управляющей организацией заключается на срок от года до пяти лет. Если собственники хотят сменить управляющую компанию, они могут это сделать по соглашению сторон, на основаниях, предусмотренных в самом договоре, или по решению суда. Если у жильцов и управляющей компании нет друг к другу претензий, подписывается соглашение о расторжении договора.

Необходимо обратить особое внимание на содержание договора. В нём должен быть определён порядок передачи новой управляющей компании технической документации на дом, средств на текущий и капитальный ремонты, а также на оплату поставленных ресурсов (воды, тепла), собранных с собственников, но не израсходованных на эти цели прежней УК. Самим договором с УК могут предусматриваться порядок и основания его расторжения, если владельцы жилья за месяц письменно предупредят УК о своём намерении.

Если управляющая компания нарушает договор с жителями дома, не выполняет своих обязательств, её можно сменить по решению суда. Причём все нарушения должны быть подтверждены документально.

Механизм приёма-передачи дома следующий. Собственники уведомляют управляющую компанию о принятом решении. К этому уведомлению обязательно должна быть приложена копия протокола общего собрания собственников. Согласно этим документам, руководитель действующей УК должен известить ресурсоснабжающие организации о расторжении договоров по данному дому и передать вновь избранной управляющей организации всю необходимую документацию.

В случае, если между старой и новой УК возникает конфликт, как это произошло на проспекте Маршала Жукова, 13 (первая считает выбор собственников незаконным и отказывается передавать документы новой управляющей компании), есть опасность, что возникнут перебои в оказании жилищно-коммунальных услуг жителям дома, ведь эти договоры заключает именно управляющая компания. Поэтому в подобных ситуациях собственникам необходимо незамедлительно обращаться в прокуратуру или суд и заключать договоры управления с новой УК. С момента вступления в силу решения о работе с новой УК именно она должна обеспечивать надлежащее содержание и текущий ремонт дома. Что же касается дома номер 13, итогом встречи стало решение провести в ближайшие дни ещё одно голосование.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры