«Вам надо развивать туризм, и тогда не нужен будет БЦБК»
Орхан Курал представляет собой антипод традиционного образа турка, о котором в большинстве стран сложилось мнение как о домоседе. Ему 61. Активно путешествует уже более сорока лет. К путешествиям у него не только спортивный интерес, как может показаться по количеству стран, которые ему довелось посетить: он тщательно ведёт им счёт. На сегодня – 226. Есть в их числе и независимые государства, и непризнанные. У господина Курала имеется теория о том, что «путешествуя по миру, люди больше узнают друг друга, значит, уменьшается возможность конфликтов». По этой причине он создал и вот уже 12 лет возглавляет Клуб любителей путешествий Турции.
Орхан Курал известный в Турции медиа-персонаж. Писатель, автор трёх телепрограмм, ведущий колонки в одной из крупных газет. Итогом нынешней поездки в Иркутск должна стать статья о городе. Господин Курал в четвёртый раз в столице Восточной Сибири. Вместе с ним приехали его соотечественники, члены клуба путешествий. Все они состоятельные, влиятельные люди. В числе гостей Иркутска оказался экс-глава турецкого МИДа, признавшийся, что как-то принимал у себя в гостях советского лидера Андрея Громыко.
В Иркутске турецкие туристы большая редкость. «Что-то я не припомню, чтобы у нас были гиды с турецким языком, – признался один из туроператоров. – Видимо, всё потому, что традиционно турки мало путешествуют».
– Как вы объясните, почему турки мало путешествуют?
– О моих соотечественниках, действительно, складывается мнение как о домоседах. Возможно, это связано с тем, что во времена Османской империи нам приходилось много воевать по свету. Говорят, первый турецкий дипломат, которого направили послом в Париж, очень расстроился, что придётся оставить дом. Но я считаю: путешествуя по миру, люди больше узнают друг друга, значит, уменьшается возможность конфликтов. Члены нашего клуба – а их 300 – часто выезжают вместе за пределы Турции. Много путешествуем по Европе. Порой знакомимся с новыми местами, а порой, к примеру, в Париж просто выезжаем, чтобы сделать покупки. Мы пропагандируем туризм, и нас поддерживают многие влиятельные люди. У нас, так же как в России, очень затруднено использование названия страны в наименовании организации или компании, поэтому название «Клуб путешественников Турции» зарегистрировано с разрешения парламента.
– Какую часть вашей жизни занимают путешествия?
– Активно путешествую уже больше сорока лет. Моя мама вспоминала, что в детстве я ей как-то заявил: «Мам, мне уже восемь лет, а я ещё не путешествовал по Европе». У нас есть пословица: «Если ты прожил два дня одинаково, то один из них потерял навсегда».
Орхан Курал предпочитает следовать пословице, не оставаясь долго на одном месте. Впервые в Иркутске он оказался в 1980 году. Интуристом. «Времена были непростые, – вспоминает он. – Железный занавес. Все всего боялись. Я оказался в группе из одиннадцати турков. Помню, поселили нас в небольшой гостинице недалеко от Ангары. Рядом ещё дискотека была. И мы туда ходили потанцевать». Побывать в Иркутске и не увидеть Байкал для туристов как во времена железного занавеса, так и сейчас было бы странно. Первая встреча с озером не обошлась без курьёзов. «Конечно, нам хотелось увидеть Байкал. И мы поехали в Листвянку, которая была тогда небольшой деревенькой. И можете представить, один из членов нашей группы потерялся, не вернулся в автобус! Мы недоумевали: где в такой маленькой деревне можно потеряться? Ждали его несколько часов. Все были очень мнительные тогда, и кто-то даже начал винить в происшедшем КГБ. Каково же было наше удивление, когда, вернувшись в гостиницу, мы обнаружили отставшего туриста. Оказалось, что он искал туалет, и ему подсказали, что туалет есть на корабле. И, по всем законам жанра, он зашёл на корабль, а тот отчалил от берега. По счастью, судно направлялось в Иркутск».
Курал констатирует, что в Иркутске многое меняется. «Когда был в Иркутске в последний раз, очень расстроился, что Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат до сих пор работает. Но теперь я рад, БЦБК остановили», – заметил он. «Иркутский репортёр» был вынужден огорчить путешественника и рассказать о том, что комбинат вновь запущен. «Как? Вам надо развивать туризм, и тогда не будет необходимости для работы промышленных предприятий на берегу Байкала!» – считает он. У себя на родине он известный борец за создание экологически чистой среды обитания. Он даже написал книгу о том, как каждый человек может жить в мире с природой. К слову, она стала практически бестселлером, пережив девять переизданий, рассказывает Орхан Курал. Он не без смеха вспоминает, как однажды даже стал жертвой собственной пропаганды здорового образа жизни. История о том, как он группе курящих подростков сделал замечание, а те, невзирая на заслуги «зелёного», хорошенько его поколотили, обошла многие турецкие таблоиды. Год назад борьба Курала за запрет курения в общественных местах увенчалась успехом, среди единомышленников нашего собеседника оказался турецкий премьер. В Турции были приняты законодательные акты, ограничивающие курение. Сегодня в кафе, например, можно курить только кальян, говорит Курал.
Путешествия хотя и относятся к единственной страсти Курала, но не являются для него профессией. Он преподаёт горное дело в Стамбульском университете. И является специалистом по разработке угольных месторождений. А вот на личную жизнь времени уже не хватает. Когда «Иркутский репортёр» попросил его рассказать о семье, Курал признался, что никогда не был женат, хотя у него есть взрослая дочь, которая сейчас работает журналисткой. На 226 странах он не намерен останавливаться. «Мне довелось побывать в пятидесяти из 54 стран Африки, не исследованными для меня остаются маленькие государства-острова в Тихом океане, в Каледонии, к примеру. Туда очень трудно добраться, и здесь я хочу побывать», – сказал Орхан Курал на прощание.