Трудности как стимул роста
Пять лет назад ЗАО «Иркутскзолопродукт» были переданы в ведение все золошлаковые материалы (ЗШМ), образующиеся на ТЭЦ «Иркутскэнерго». Но реализация ЗШМ, которой с успехом занимается «Иркутскзолопродукт», с недавних пор стала не единственной деятельностью предприятия. Кроме основного направления, было запущено производство строительных материалов. Сейчас компания производит традиционные стройматериалы, но совсем скоро начнётся выпуск инновационной продукции – безобжигового зольного гравия (БЗГ), идёт работа по освоению технологий получения материалов нового поколения винозола и пенозола. О том, как предприятие переживает новый период своего развития, – в интервью с директором ЗАО «Иркутскзолопродукт» Татьяной Меркульевой.
– В любом новом производстве есть известная доля риска…
– Согласна, риск есть. Но с другой стороны, чтобы расти и развиваться, надо искать новые пути. Запуск собственного производства – это логичное продолжение деятельности компании.
– И вы начали с производства строительных материалов. При каких обстоятельствах и когда вы освоили первое новое направление?
– Это инициатива нашего главного инженера Валерия Александровича Левина. Он сумел заразить энтузиазмом весь коллектив, и меня в том числе. В начале этого года появилась возможность арендовать неиспользуемую производственную базу в Ангарске (бывший цех УСМР ЗАО «Иркутсэнергострой»). Уже в феврале заключили договор аренды на помещение. Так появился центр строительных материалов «СтройMIX». Сейчас уже можем подводить предварительные итоги.
– Интересно узнать, как вы оцениваете темпы своего развития в период становления.
– Согласно бизнес-плану мы отстаём. На текущий момент у нас заключено договоров на поставку строительных материалов меньше, чем мы планировали. Сегодня мы заключили договоры на сумму 8 млн. рублей.
– Если определить причины отставания, то они…
– Произошли из-за технического состояния оборудования. Потребовалось восстановление некоторых технических узлов, модернизация промышленных линий и так далее. Фактически приступить к производственной деятельности мы смогли только в июне этого года.
– А планировали в феврале?
– Да. Почти полгода у нас ушло на восстановление, и это сказалось на показателях.
– Кризис и высокая конкуренция на рынке тоже повлияли на результат?
– Безусловно. Кроме этого, нам необходимо совершенствоваться в области активных продаж, сейчас мы работаем над этим.
– Это что касается традиционных строительных материалов, а как насчёт производства материалов с применением ЗШМ?
– До конца текущего года наша задача – подготовить оборудование, отработать технологии и протестировать рецептуры производства материалов с использованием ЗШМ.
В этом году мы приступили к реализации проекта по производству БЗГ (безобжиговый зольный гравий – искусственный пористый заполнитель, применяемый при производстве лёгких бетонов. – «СЭ»). В следующем году начнём выпуск. Разработки по производству БЗГ велись ещё в советскую эпоху в 80-е на ТЭЦ-6 и на ТЭЦ-9, мы, так сказать, продолжаем начатое – приступаем к производству.
– Татьяна Анатольевна, вас можно назвать новаторами?
– В некотором смысле, да. Кроме работ по БЗГ, нами совместно с ИрГТУ ведутся разработки по производству винозола или так называемой «искусственной древесины» – инновационного материала на основе золы и полимеров. По свойствам он не только похож на дерево, но и превосходит его по качеству. К примеру, винозол абсолютно огнестойкий. Может заменить стройматериалы. Также не менее важным специалисты называют его низкую стоимость и экологичность.
– Разработка винозола стала основой для создания другого не менее полезного материала – экологически чистой теплоизоляции или пенозола, как его называют учёные. Это направление вы тоже собираетесь освоить?
– Уже осваиваем.
– Если вернуться к вашей основной деятельности – реализации ЗШМ, – возникают ли какие-либо трудности на этапе взаимоотношения с поставщиками сырья?
– В целом эта схема отработана как по золе уноса, так и по золошлаковой смеси. Источники получения золы уноса – ТЭЦ-1 и Ново-Иркутская ТЭЦ, золошлаковой смеси – ТЭЦ-1, ТЭЦ-5, ТЭЦ-6, Ново-Зиминская ТЭЦ. Есть проблемы по золе уноса. На данный момент существует риск сбоя поставок золы потребителям. На одном из источников сырья в ходе реконструкции золоулавливающей установки произошло снижение отбора золы уноса. Пока нам удаётся снимать «острые моменты» с покупателями, надеемся, что всё нормализуется, если объёмы отбора будут восстановлены.
– Если ситуация не изменится в ближайшем будущем, чем это может обернуться для ваших клиентов?
– Наши взаимоотношения с потребителями, которые ориентировали своё производство на золу уноса, складываются более трех лет. При сбое возникает вероятность возврата к использованию традиционных инертных материалов.
– Что помогает вам решать непростые производственные задачи?
– Коллектив, готовый преодолевать трудности, поддержка вышестоящего руководства и цель, к которой мы стремимся, – развитие перспективных производственных направлений с использованием ЗШМ.