издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Огни Ольхона

Ровно пять лет назад большая энергетика пришла на Ольхон. Остров, который называют сердцем Байкала, распрощался с шумными, прожорливыми дизелями, которые коптили его небо и давали свет в дома людей лишь на несколько часов в сутки. Жители острова шагнули навстречу цивилизации: холодильники, утюги, телевизоры и другие приборы, до этого пылившиеся в упаковках, наконец-то были подключены. Вслед за современными удобствами с Большой земли хлынул поток туристов. Как изменилась жизнь острова и островитян с тех пор, выясняли АЛЁНА МАХНЁВА и ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВ.

Когда паром перевёз нас через пролив Ольхонские Ворота, уже темнело. На переправе тем не менее кипела жизнь – в свете электрических фонарей съезжали на остров машины с туристами и местными жителями. В разгар сезона паром курсирует между островом и Большой землёй, соединяя два берега, до глубокой ночи.

На Ольхоне постоянно живут 1672 человека, а летом эта цифра за счёт отдыхающих увеличивается почти в 60 раз, рассказал Леонид Хабитуев, глава посёлка Хужир, самого крупного населённого пункта на острове, где и живёт основная часть островитян (1270 человек). «В 2008 году, когда мы впервые поставили пост на переправе, – вспоминает мэр, – оказалось, что заехало более 60 тысяч человек, и это только те, кто зарегистрировался». В этом году турпоток однозначно вырос, уверен глава поселения, хотя насколько – говорить пока рано.

Основным импульсом для развития туризма на острове, несомненно, стало появление стабильного электроснабжения. В конце июля 2005 года был торжественно включён рубильник, который кардинально изменил жизнь острова. Чтобы это стало возможным, по дну пролива Ольхонские Ворота на глубине до 40 метров проложили высоковольтный кабель длиной около 2 км. Беспрецедентный по технической сложности и социальной значимости проект обошёлся более чем в 464 млн. рублей.

О необходимости электрификации для устойчивого социально-экономического развития острова начали говорить ещё в начале 90-х годов. Несмотря на то, что району оказывалась существенная финансовая и материальная помощь, он значительно отставал от среднеобластного уровня в части обеспечения населения электроэнергией и коммунальными услугами. Прежде свет в домах зажигался по графику, на разных улицах в разное время, да и то на несколько часов. Однако котельная Маломорского рыбозавода, которая обеспечивала жителей и ведомственные объекты электричеством, после акционирования предприятия и резкого подорожания дизельного топлива перестала справляться со своими задачами. «Люди были вынуждены покупать стационарные дизельные электростанции мощностью 1,5 кВт, – вспоминал прошлое Леонид Хабитуев. – Вечером по дворам раздавались стук, шум работающих дизелей. Когда дали большую электроэнергию, народ зажил по-другому».

Различные услуги туристам – основной источник доходов населения острова
в летнее время

Поначалу привыкать к тому, что свет – вот он, только протяни руку до выключателя, было сложно. Николай Копылов, сотрудник местной пожарной части, теперь смеётся:

– Первое время мы с женой так по привычке и сидели в темноте вечерами, забывали включить. Ночью встанешь и по стеночке так же и идёшь. А с нашей работой вещи складывал в кучку, чтобы по тревоге быстро одеться и бежать. Раньше ведь как жили – свет два часа в сутки, вечером, зрение потерял из-за этого.

Тем не менее, как говорят жители, вспоминая события пятилетней давности, к хорошему привыкаешь быстро.

Ученье – свет

Сын пожарного Копылова учился в школе, которую отапливала ещё угольная котельная, а уроки торопился сделать побыстрее – пока светло. Два года назад хужирская школа, а вслед за ней и детский сад были переведены на электроотопление. Средства на электрокотельную для школы – 5 млн. рублей – предоставил областной бюджет, деньги на подключение собирали «всем миром» – от районной администрации до депутатов областного парламента, говорит директор школы Иван Мерц. Сейчас теплоисточник мощностью 600 кВт позволяет не нарушать экологический баланс и практически исключить человеческий фактор. Иван Иванович объясняет, что это значит на практике:

По мнению Леонида Хабитуева, ограничение въезда автотранспорта поможет навести порядок на Ольхоне

– Когда работаешь с углем, нужно 7–10 тонн завезти в котельную, истопить, вывезти. Сегодня задача сотрудника – только установить температурный режим. Затраты на оборудование с лихвой окупились здоровьем детей. Раньше, если кочегар проспал, ученики приходили в холодную школу. Чтобы натопить 4,5 тысячи квадратных метров (это общая площадь здания), нужно, как минимум, 5–6 часов. Сейчас надёжнее: пока есть свет, котельная работает. Соседи на нашу коптящую трубу жаловались, теперь хозяйки, постирав бельё, могут спокойно развешивать его на улице.

На случай отключения электроэнергии всё же остался один угольный котёл и старенький 30-киловаттный дизель. Школа на острове, отрезанном от Большой земли в период распутицы на несколько месяцев, должна иметь дополнительную защиту от неприятных неожиданностей.

Иван Мерц, работающий в школе уже 30 лет (из них 24 года – директором. – «СЭ»), помнит постперестроечное время, когда света не было совсем: «Я ночевал в школе, был и кочегаром, и дизелистом, и истопником – кем угодно. Наступил век информационных технологий, но мы были обделены». Школа одной из первых в области получила компьютерный класс, подключить который не было возможности. Сегодня в компьютерном «парке» учебного заведения более 30 машин, интерактивная доска, беспроводной Интернет – благодаря кабелю на дне Байкала на острове появились базовые станции сотовых операторов. Совещания со школами района проходят в режиме онлайн-конференции через «скайп», ученики и учителя осваивают просторы глобальной сети.

Ивана Ивановича мы застали за работой – в школе вовсю идёт подготовка к отопительному сезону, и директор вместе с подчинёнными меняет трубы, чтобы обновить и усовершенствовать систему отопления. При этом подготовка к зиме при угольном отоплении требовала гораздо больше хлопот: котлы каждый год вскрывали, убирали обмуровку, нужно было закупать шамотный кирпич. «Здесь всё – автоматика», – с гордостью показывает на датчики и систему автоподкачки директор. А выходя из здания котельной, рядом с которой стоит школьная подстанция, с улыбкой замечает: «Гудит электричество».

Планы на пятилетку

Около главной подстанции Ольхона в ясный летний день пахнет нагретым солнцем чабрецом. Электричество, звенящее в воздухе августа, кажется, настроилось в унисон с местными кузнечиками. На первый взгляд, присутствие человека здесь и не требуется, но только на первый. Штат Ольхонского монтёрского пункта – а именно так называется подразделение, которое отвечает сегодня за обслуживание и бесперебойную работу мини-энергосистемы на острове, – состоит из пяти человек. Кто-то живёт рядом со станцией, кто-то – в Хужире, но всегда на участке суши, со всех сторон окружённом водой, есть специалисты, готовые моментально отреагировать на какую-то внештатную ситуацию.

Необходимость увеличения мощности подстанции возникнет не раньше, чем через 5 лет, считает Владимир Венцак

Владимир Венцак, мастер монтёрского пункта, из местных, начал работать здесь ещё до пуска подстанции. Поначалу контролировал строительство подсобных помещений и жилья для сотрудников, саму подстанцию и линии монтировали, по его словам, «такие специалисты, за которыми смотрящие не нужны». Теперь в обязанности монтёрского пункта входит наблюдение за состоянием не только подстанции, но и почти 100 км электросетей разного напряжения, в том числе потребительских и высоковольтных, при необходимости – плановый ремонт и обслуживание. Поскольку на острове установлено современное оборудование и сети, критических аварийных ситуаций за эти 5 лет не было, говорит мастер: «Все ситуации штатные: обычно они возникают из-за природных явлений – сильный снегопад, ветер или, например, какой-то пьяный Дон-Жуан помчался к своей Дульсинее на мотоцикле и свалил опору». К счастью, такие инциденты достаточно редки.

За пять лет потребление электричества на острове выросло примерно на 30%, продолжает Венцак. Электроснабжение есть во всех населённых пунктах, только в северной точке – на метеостанции в Узурах – электричество по-прежнему дизельное. Если появятся новые потребители, они будут подключены, отмечает мастер. Это в интересах сетевой компании, поскольку на сегодня гудящие на острове мощности загружены лишь на 15%. Они изначально были спроектированы с большим запасом, поясняет мастер.

Кризис отступил, на острове строится не менее десяти новых турбаз в дополнение к 57 уже существующим, сообщил глава Ольхонского района Николай Мотошкин. «Сегодня набирается пакет заявок на две трети мощности подстанции, – прикидывает Владимир Венцак. – Они будут реализованы, по моим соображениям, в течение ближайших трёх лет». Есть и серьёзные запросы – на подключение мощности до 1000 кВт. К концу следующей пятилетки подстанция может быть загружена, рассуждает мастер, и тогда встанет вопрос о её расширении.

Цивилизация и варвары

Пока же основной вопрос, который, думается, должен волновать всех, кто попадает на Ольхон, – как вернуть ему чистоту. Вслед за электричеством на остров пришли и другие приметы цивилизации и варварства человека. «Если раньше мы в лесу грибы собирали, сейчас он весь завален мусором, – с горечью говорит Иван Мерц. – Не успеваем школьную ограду убирать». Действительно, стоит свернуть чуть в сторону от посёлка – и вместо лесных полян видишь бесконечный ковёр из бутылок, банок и всевозможной пластиковой упаковки. После значительного сокращения производства рыбозавода, прежде считавшегося градообразующим предприятием, туризм стал спасительной возможностью заработать для жителей острова и постепенной гибелью для его дикой природной красоты, за которой и едут туристы. Пока едут.

Электрификация острова Ольхон и через пять лет остаётся проектом, уникальным для России

– У нас из всего трудоспособного населения 42% – работающие официально, – говорит Леонид Хабитуев. – Люди в основном живут за счёт туризма. Народ постепенно начал приводить в соответствие с законом все документы – на землю под турбазами и так далее, но пока от увеличения турпотока мы получаем только экологический сбор на посту.

Такая мера – 25 рублей с человека за день пребывания на острове и выдача мусорных пакетов на въезде на Ольхон – не даёт видимых результатов. На весь остров – один мусоровоз, полигон предназначен только для временного хранения на период распутицы, мусор нужно вывозить на материк. На эти цели, по словам мэра Хужира, в местном бюджете закладывается каждый год 60 тыс. рублей, основную нагрузку несёт пивоварня «Хейнекен Байкал», которая с 2008 года помогает в уборке контейнерных площадок и ликвидации свалок.

В поселковой администрации уповают на заградительные меры:

– Мы ждём, когда остров станет особо охраняемой зоной, сейчас решается вопрос по передаче земель сельскохозяйственного назначения Прибайкальскому национальному парку, – объясняет Леонид Хабитуев. – В таком случае въезд авто- и мототранспорта на остров будет ограничен.

Мусору – переработку

Однако местные жители считают, что в первую очередь надо развивать сервис и инфраструктуру, – дороги, а главное, водоснабжение посёлков на берегу самого чистого пресного озера планеты остаются проблемой. Не обойтись и без селективного сбора отходов и мусоропереработки.

На этой неделе своё внимание на проблему обратили и областные власти. Как сообщает пресс-служба «Серого дома», несанкционированные свалки в Ольхонском, Слюдянском, Иркутском районах должны быть ликвидированы до 1 сентября. А к 1 октября муниципалитеты должны разработать меры, которые будут препятствовать образованию свалок, и создать условия для разработки генеральных схем очистки населённых пунктов. До конца года каждый из муниципалитетов должен подготовить проектно-сметную документацию на строительство полигона ТБО, что позволит территориям получить софинансирование из федеральной целевой программы «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на 2011–2020 годы». Кроме того, до середины мая 2011 года должна быть подготовлена проектно-сметная документация на строительство десяти мусоросортировочных станций, одна из которых появится на Ольхоне.

Сейчас есть надежда, что гости и жители острова сделают следующий шаг к цивилизации. Но для начала было бы неплохо, если бы каждая машина, на которой приезжают туристы, просто увезла обратно на материк тот объём мусора, который произвели её хозяева. Может быть, тогда сердце Байкала будет болеть меньше.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры