Похвальное слово электричке
Для моих друзей и для меня, зимних и летних туристов, дальнобойщиков и сборщиков даров природы электричка с её обязательными остановками у каждого железнодорожного домика – это особая форма земного существования, считай, продолжение или начало дома родного. Вот три простеньких эпизодика, позволяющих понять, о чём это я.
Крошка Инночка и яблоки из Марокко
Мама Оля отпустила папу Вадика в наш коллективный лыжный поход выходного дня при условии, что папа возьмёт с собой трёхлетнюю Инночку. Что ж, мы согласились: четверо здоровых мужиков, тридцать километров торёной лыжни, саночки со спинкой – делов-то! Но испытания начались сразу же, как мы стали надевать лыжи, сойдя с электрички на платформе «Переезд». Оказалось, что один из нас (слава богу, не Инночкин папа) оставил на крючке в вагоне сумочку с яблоками (это ерунда!) и полужесткими пружинными креплениями в комплекте с лыжами, арендованными через знакомых у незнакомых (это хуже!). С ролью пружин удовлетворительно справились куски верёвки от саночек, а подначки насчёт фруктов на вагонном крючке начались ближе к финишу, когда всем хотелось ими угоститься. По аналогии с некогда популярной повестью Василия Аксёнова, опубликованной в журнале «Юность», мы назвали утраченные фрукты «яблоками из Марокко».
Первая половина маршрута – это довольно крутой спуск по долине речки Большая Крутая Губа с виражами над обрывом. Санки, на которых сидела Инночка, то опрокидывались на спину сменной «лошади», то больно били под коленки. Транспортировка же Инночки верхом (на плечах) была тоже не сахаром: над просекой нависали арки берёз, согнувшихся под снегом, так что приходилось приседать из-за негабаритности груза, что тоже удовольствия не доставляло. Разок, забывшись, приложились Инночкой о дерево, но наша кроха мужественно вынесла это испытание.
В общем, спустившись на лёд Байкала и пройдя по нему вдоль рельсов Кругобайкалки и затем поднявшись по крутой тропе к остановке «Тёмная Падь», мы прилично устали. Боясь опоздать, мы вышли к рельсам с запасом больше часа и в ожидании поезда сильно продрогли. Но вот наконец и она, вожделенная электричка! В вагоне тепло, места свободны. Расположились, переоделись, уложили Инночку, и она заснула практически сразу. И тут мы увидели на крючке забытую сумочку, а в ней – и пружины, и яблоки! Наверняка бригада электрички, обходя вагоны на конечной остановке в Слюдянке, нашу сумку заметила, содержимое её проверила и, прогнозируя ситуацию, оставила её висеть на том же крючке. Одно яблоко мы засунули Инночке в карман, и дома она отдала маме «подарок от лисички». А про соприкосновение с берёзкой мама Оля узнала лишь по истечении срока давности.
Кто-то теряет, а кто-то находит
Для сборщика даров тайги непромокаемый плащ как рабочая одежда в дождь не очень удобен: не вентилируется, движения сковывает да рвётся, цепляясь о сучья. Простая накидка из куска пластика тоже не для работы. Самое удобное, практичное, к тому же с намёком на моду – это пончо, своеобразный симбиоз плаща и накидки, малость смахивающее на «крылатку» пушкинских времён. Хочешь – надевай рюкзак; хочешь – отдыхай; хочешь – кланяйся ягоде или грибу.
Можно представить горе нашей Любы: желая похвастаться пончо, которое ей наконец-то прислал из Германии профессор-биолог в благодарность за тёплый приём в Иркутске, она его не обнаружила среди взятых в поход необходимых вещей. Огорчение нашей подруги было столь велико, что мы не решились подшучивать над ней.
Когда выходили к железной дороге, хорошо затарившись ягодой, тщательно осматривали тропу и её обочины, да разве найдёшь? Изнанка пончо ярко-красная – мы бы сразу заметили. Потом Люба ушла вперёд, надеясь на чудо – всё-таки найти свою потерю при подходе к остановке электрички. Мы-то в чудо мало верили. Но, представьте, оно случилось! Взошли на платформу, приготовившись выразить Любе наши искренние соболезнования по поводу утраты пончо, смотрим, а она прямо сияет от радости.
Сама себя перебивая, она рассказала: почти потеряв всякую надежду, вдруг на заборе служебного домика путевого рабочего увидела свою яркую, вывешенную, словно сигнальный флаг, вещь.
Говорят, есть честные люди, которые, если найдут, к примеру, часы или тысячу рублей, стараются возвратить находку владельцу. Так это мелочь! А вот преодолеть великий соблазн оставить себе столь красивую, недешёвую и крайне необходимую в тайге вещь – вот это честность! Уж не знаю, как отблагодарила наша Люба путевую обходчицу Наташу, хозяйку домика. Но в любом случае пусть благодарностью станет публикация моего рассказика. Происшествие со счастливым концом произошло в середине сентября 2009 года на остановке «Источник» – это перед станцией «Глубокая» по пути электрички к Слюдянке. А в самом конце того же сентября случилась ещё одна история.
Опять от меня сбежала…
Я опоздал на последнюю вечернюю электричку всего-то минут на пять. Ещё мелькнули перед глазами её окна, ещё услышал её гудок. Причина опоздания была вполне уважительной: выходя к остановке «Источник» с запасом времени, я задержался, чтобы помочь двум парням. Явно не новички в тайге, они оба сильно стёрли ноги, вынося на себе большой груз. А один из них, подвернувший ногу, был вообще никакой. Как подошли к платформе, так он лёг на травку и не вставал. Рядом с ним собака улеглась – большая, но, видать, не сильно молодая, тоже уставшая.
С другим, кое-как ковылявшим парнем мы подошли к домику, в котором горел свет. На наш стук вышла хозяйка. Объяснили ей ситуацию. Нет, ночевать она не пригласила, и мы на неё не в обиде. Как-никак три мужика с собакой, а она одна с детьми. И вечер на дворе. Но вынесла литровую кружку горячённого, ароматного, на травах настоянного чая с молоком.
Передавая кружку из рук в руки, мы согрелись – не только от чудесного напитка, но и от проявленной к нам, незнакомым горожанам, доброты. Одним словом, ожили мои случайные подопечные.
Перейдя на другую сторону полотна, разожгли костёр, обогрелись. А там и электричка в сторону Слюдянки появилась. Она была практически пустой – в поздний час курсирует, «чтоб подобрать всех, потерпевших в ночи крушение». Её, самую позднюю, перегоняют в Слюдянку или Байкальск, чтобы рано утром она доставляла в Шелехов, Иркутск, Ангарск студенческий да рабочий люд.
Когда мы, сбросив рюкзаки, устроились на диванчиках, а собака бухнулась на пол вдоль прохода, честное слово, мы себя почувствовали дома. Не «как дома», а дома!
Парни ещё у костра договорились по мобильнику, что на остановке «Переезд» их встретят друзья с автомашиной. Мне места в ней не хватило, и я поехал в Слюдянку. Утром на работу успел. Почти успел…
***
Мораль этого триптиха проста: как хорошо, что есть у нас электрички! И огромное спасибо всем, кто обслуживает эти важные тысячам людей поезда недальнего следования, в том числе и обитателям тех служебных домишек, окошки которых приветливо светятся у всех, даже самых маленьких, разъездов…