...И домом родным стал дворец
Четверть века минуло с тех пор, как Владимир Кудрявцев стал руководителем оркестра русских народных инструментов при областном Дворце детского и юношеского творчества.
Основа репертуара – лучшие произведения русских и советских авторов, в числе которых и самые популярные песни: «Светит месяц», «Посею лебеду», «Чернобровая казачка», «Катюша», «Славное море – священный Байкал», марш «Прощание славянки».
Взрастить музыканта – это всегда нелегко: постоянные репетиции, творческие концерты-отчёты перед друзьями, родителями, одноклассниками… По-настоящему хорошая музыка не ведает границ: его воспитанники побывали во Франции, Швейцарии, Германии. Дольше всего они гостили у своих немецких друзей. А те пообещали пожаловать с ответным визитом к ребятам из столицы Восточной Сибири, причём целыми семьями. И приехали! Так и наводятся мосты дружбы.
Музыка замечательна как раз тем, что мы не нуждаемся в переводчиках. А оркестр русских народных инструментов, несомненно, изюминка гастрольных концертов и всякий раз вызывает неподдельный интерес у искушённых в отношении музыкального искусства соседей из Европы.
Владимир Ильич – один из тех скромных тружеников, чьими усилиями добрый свет очага не гаснет. В разные годы им были созданы оркестры русских народных инструментов в двух высших учебных заведениях: не так давно – в университете путей сообщения (действует и поныне), а в прошлом – в Иркутской государственной сельскохозяйственной академии. Что примечательно: в оркестр с большим удовольствием идут студенты-иностранцы. Так, например, в сельхозакадемии молодые люди из Монголии составляли половину от его музыкального коллектива. Возвращаясь домой, они привозили из России самый оригинальный и ценный «сувенир» – умение играть на чужеземном инструменте.
…До появления в трудовой книжке записи «Принят во Дворец пионеров» Владимир Ильич уже имел солидный опыт – уроки в музыкальной школе № 3 г. Ангарска, а затем в областной школе искусств и музыкально-педагогическом училище. Обучаясь на заочном отделении Восточно-Сибирского института культуры по специальности «оркестровое дирижирование», продолжал отшлифовывать умение и навыки в культурно-просветительном училище, что по соседству с нашим Дворцом творчества. Как оказалось, несколько шагов «за поворотом» во многом решили дальнейшую судьбу.
Чем бы ни увлекался он, всё шло на пользу главному – творческим процессам в его собственном оркестре. Расширял кругозор; став рабкором, помещал свои заметки в газете «Советская молодёжь». Успевал побывать на занятиях городского хора Василия Алексеевича Патрушева и оркестра Михаила Семёновича Гезунгейта. Общение с высокого полёта личностями приносило вдохновение. Есть люди, которые оставляют в твоей душе след, неизгладимый и не исчезающий с годами. Эти слова, конечно же, относятся и к Константину Александровичу Заболоцкому, тому самому Заболоцкому, что в далёком 1937 году открыл двери здания на Желябова, 5, отданного детям, – для всех желающих заниматься в кружке народных инструментов. Те же, в свою очередь, просто-таки бежали к нему на репетиции! А педагог училища искусств Игорь Булахов и сам был из тех, кто ходил во дворец к Константину Александровичу. Такая вот преемственность поколений.
Важной вехой стала и учёба в иркутской школе № 15 (до этого периода – восьмилетняя школа в Тулуне да начальная в Усть-Ордынском округе, где он родился, – семья «путешествовала» ради образования сына). Удача была явно на его стороне. Старшеклассники, шесть человек, загорелись идеей создать свой оркестр. Сказано – сделано. Распределили роли, справились. И вот они, как говорится, уже нарасхват. Где в городе какое важное событие – там их и ищите! Горячая пора – выборы, тогда этот день воспринимался не иначе, как большой праздник. А каким должно быть чувство каждого, если уже на входе в агитпункт тебя бравурно приветствовал оркестр! Русские народные песни чередовались с популярными «Санта Лючия», «Беса ме мучо», – настроение становилось самым приподнятым. Все мы родом из детства. И отсвет его до сих пор в том самом нерастраченном стремлении целиком отдаваться своей работе.
Без малого полсотни лет трудового стажа – это говорит само за себя. Владимир Ильич не скрывает: однажды стрелка его компаса чуть было не отклонилась кардинально – после десятилетки получил профессию, не связанную с музыкой, окончил медицинское училище… Судьбу не перехитришь. И через три положенных года отработки кабинет зубного техника был покинут. Пластик и металл спасовали. Сердце властно повелело вернуться к музыке, к своему трёхструнному другу – русской домре. И именно в этом году впервые идёт набор желающих учиться игре на народных инструментах! Володю совершенно не смутило то, что он – самоучка. Поступил! Наставником стал Юрий Малышкин, практически его ровесник. Вскоре преподавателя забрали в армию, в Забайкальский военный округ, музыкантом. С очередным письмом в Иркутск пришло фото с памятной надписью: «Володе Кудрявцеву от первого учителя».
С тех пор Владимир Ильич и сам множество раз становился первым учителем, собственно, как и его ученики – Женя Смирнов, Таня Кудрявцева, Света Фильшина. И здесь важнейшее достижение его педагогической деятельности состоит в том, что ему удаётся раз и навсегда привить любовь к хорошему музыкальному вкусу и музыкальным инструментам своего народа – уже скольким поколениям! Удаётся привить желание получать настоящее удовольствие оттого, что ты умеешь порадовать себя и близких родной русской песней, пусть и без слов. Впрочем, к его кружковцам периодически наведывается баритон областной филармонии Майдар Аюуш, с которым они выступали в зональном смотре в Красноярске. Да и самого Владимира Ильича обязательно встретишь в фойе филармонии – с большим удовольствием приходит он на концерты своего коллеги Бориса Бикбова и оркестра Татьяны Акимовой «Амадей». Очень любит классическую оперу и поэтому старается не пропускать концерты Елены Белькевич-Самчук. Частый гость на премьерах оперетт в музыкальном театре.
Нынешний год – особенный для Владимира Кудрявцева, дважды юбилейный. Осенью музыкальная общественность Иркутска будет отмечать 70-летний юбилей руководимого им оркестра народных инструментов и 25-летие с той самой счастливой поры, как он переступил порог ставшего для него родным дворца. Так что примите наши поздравления, дорогой юбиляр!