издательская группа
Восточно-Сибирская правда

«Амур» на берегах Ангары

В 2010 году исполняется 150 лет первой частной газете Иркутска

  • Автор: Алексей КЛОЧКОВСКИЙ, для «Восточно-Сибирской правды»

Несостоявшийся священник

Основатель первой в Иркутске газеты «Амур» Михаил Загоскин родился в семье священника в селе Узколугское Иркутской губернии, учился в Иркутском духовном уездно-приходском училище. Об училище он впоследствии отзывался весьма нелестно, так как считал, что там не давали ученикам достаточных возможностей для развития. Но этот пробел он восполнил, когда, после училища закончив Иркутскую духовную семинарию, отправился в Казань. Там, учась в духовной академии, он познакомился с произведениями западных философов и работами Белинского, а также с такими прогрессивными и известными журналами того времени, как «Отечественные записки», «Современник» и «Колокол». 

Получив образование, Загоскин вернулся в Иркутск, но священником не стал. 

С января 1857 года он работал инспектором военного и преподавателем технического училищ, а также семинарии. Своих подопечных он знакомил с книгами, которые, по мнению администраций учебных заведений, рождали не вполне лояльное властям мировоззрение. Поэтому у Загоскина часто возникали конфликты с начальством. Но он был не одинок в своих взглядах. В Иркутске в то время из литературно-творческой интеллигенции и политических ссыльных сформировалась определённая среда общения. В этой среде и возникла идея создания независимой частной газеты, которая бы свободно выражала общественное мнение. 

Костяк будущей редакции газеты составили политссыльный М. Петрашевский, декабрист Д. Завалишин, ученик Загоскина С. Шашков. Лидером группы стал Загоскин. Теперь необходимо было найти, по современному выражаясь, «спонсоров» для издания. И вскоре это удалось: трое иркутских купцов – Попов, Пиленков, Белоголовый – согласились оказать материальную поддержку в издании газеты. Её программа сводилась к следующим шести пунктам: 1) обзор местных общественных вопросов всякого рода, касающихся благосостояния и благоустройства Восточной Сибири и особенно Амурского края; 2) общие распоряжения правительства, относящиеся к Восточной Сибири, и разные официальные известия; 3) известия из России, заимствованные из газет, журналов и частных корреспонденций. Известия из разных частей Сибири, в особенности с Амура; 4) обзор иностранной политики, в особенности известия из Китая, Японии, Америки, с Восточного океана и Индии; 5) учёные и беллетрические статьи, преимущественно о Восточной Сибири, её природе и быте обитателей; 6) новости наук, искусств и ремёсел, разбор интересных книг и хроника общественной жизни. 

Название газеты выбиралось очень долго. Но наконец было решено дать ей название «Амур», потому что одним из самых важных для Сибири общественно-политических и экономических вопросов в то время было освоение Амурского края. Следующим этапом в деятельности Загоскина и его друзей было проведение по инстанциям ходатайства о разрешении на издание газеты. 

Богдыхан-цензор 

В конце 1858 года Загоскин обратился к генерал-губернатору Муравьёву с просьбой о содействии. Муравьёв поддержал Загоскина, и в декабре того же года, сообщая в Сибирском комитете о необходимости издания газеты, сказал следующее: «Восточная Сибирь с открытием торгового пути по Амуру получает новое значение, для неё открывается новая будущность, и потому необходимо бы было дать большую возможность жителям здешнего края следить за успехами торговли, промышленности и образования. С этой целью профессор Иркутской семинарии Михаил Загоскин обратился ко мне с просьбой об исходатайствовании ему высочайшего разрешения на издание газеты». Сибирский комитет постановил: «Издание газеты «Амур» может быть допущено, но с условием, чтобы она не имела никакой политической цели, а ограничилась исключительно сообщением сведений, относящихся до торговли и промышленности Восточной Сибири, и в особенности Приамурского края». Генерал-губернатору поручалось вести цензуру газеты. Таким образом, разрешение на издание газеты было получено. 

Загоскина назначили редактором, и 1 января 1860 года в Иркутске вышел первый номер первой независимой частной газеты «Амур». Но действительно ли она была независимой? В первом же номере опубликовали статью об общественном движении в Сибири. Её автором был политссыльный Петрашевский, и нетрудно догадаться, что тон статьи подобного рода вряд ли мог бы быть радужным. Скорее, он был критическим по отношению к существующим порядкам. Губернатору это пришлось не по душе, и он, пригласив редактора для объяснений, сделал ему соответствующее «наставление». Загоскин, будучи достаточно дипломатичным человеком, сумел найти компромисс с властью. Впоследствии в материалах, связанных с освоением восточных земель, довольно смело критиковались недостатки, но объяснялось это такими факторами, как отдалённость края, отсутствие дорог, скверная погода. На подобную критику губернатор смотрел сквозь пальцы, с Загоскиным считался, и это ценилось общественностью. «Амур» выходил еженедельно объёмом шестнадцать страниц малого формата. Такие взаимоотношения между администрацией края и прессой продолжались недолго. Муравьёва «съели» могущественные недруги, и он уехал из Иркутска в столицу. 

Новым губернатором назначили родственника Муравьёва М.С. Корсакова. Этот человек, закончивший школу прапорщиков, имел большое самомнение, поэтому за глаза у современников получил прозвище Богдыхан. Он взялся за цензуру газеты с рвением. Особенно его раздражали материалы раздела «Местное обозрение», который вёл Петрашевский. Богдыхан даже написал письмо Муравьёву в Петербург, в котором говорил, что «газета «Амур» идёт скверным направлением, её сотрудники по своим понятиям не соответствуют её назначению. Нельзя ли хотя бы переменить название газеты, или даже закрыть её. Предупреждаю, Николай Николаевич, что, если скоро не уберёте Петрашевского, придётся его выслать в Киренск или Минусинск, а здесь он решительно вреден». Ещё бы: ведь в газете разоблачались преступные действия и произвол местной администрации! А также публиковались материалы, направленные против высокого налогообложения сибирского крестьянства. Вскоре Петрашевский по личному распоряжению Корсакова всё-таки был выслан в Минусинск. А через некоторое время Богдыхан потребовал от редакции удаления из её состава ещё одного сотрудника, Львова. Вмешательство в дела газеты иногда приводило даже к тому, что приходилось уже готовый номер заново набирать и монтировать. Издатели пытались смягчить ситуацию, печатая материалы, восхваляющие Богдыхана. В результате уменьшилось количество подписчиков, поскольку общественности, ждавшей от газеты честности и правды, наскучили дифирамбы власти. Внутри редакции тоже начались трения, сотрудники упрекали Загоскина в уступчивости властям и начали требовать найти ему замену. Ситуация усугублялась, газета стала убыточной. Считая положение дел безнадёжным, Загоскин под благовидным предлогом ушёл с поста редактора. 

Казнь за пощёчину 

Летом 1860 года в Иркутск возвратился Муравьёв. Он убедил Загоскина оставаться редактором и даже поддержал газету финансово, решив выделять ей ежегодно крупную сумму для покрытия возможного дефицита. Загоскин отказался от финансовой поддержки, чтобы у общественности не создавалось впечатление о прямой зависимости газеты от администрации. Дела пошли по-новому: Загоскин предложил идею передать газету в собственность Иркутской общественной библиотеки. В редакции появился план отправить постоянных корреспондентов в Пекин и Ургу. Кроме того, в редакционный коллектив пришли новые сотрудники Романов, Носов, Сгибнев. Сейчас бы их назвали «технарями» – это были люди квалифицированные, но в сферах, далёких от газетно-издательской деятельности, инженеры и строители. Возможно, и это сыграло в дальнейшем свою роль в упадке читательского интереса к газете. Видя всю сложность положения, Муравьёв начал подыскивать человека, который, работая вместе с Загоскиным в качестве соредактора, мог бы гарантировать приемлемое для администрации губернии направление газеты и не допустить, как того требовал Сибирский комитет, наличия в ней крамольного духа. Нужный человек был найден, им стал правовед и чиновник особых поручений Б. Милютин. Загоскин не возражал против кандидатуры Милютина и самого факта совместного редактирования. Таким образом, был достигнут некий баланс между интересами издателей, власти и общественности. 

В 1862 году произошло значительное для газеты событие – она объединилась с другим самостоятельным изданием, которое называлось «Сборник исторических и статистических сведений о Восточной Сибири». Это издание было проектом Милютина. Казалось бы, для «Амура» наступил период относительного благополучия. Газета даже некоторое время выходила не один раз, как в начале издания, а два раза в неделю. Но её ожидал новый «сюрприз». Цензура газеты была доверена председательствующему в совете Главного управления Восточной Сибири генерал-лейтенанту Жуковскому. Это событие сильно повлияло на содержание последующих выпусков «Амура». Вместо статей о важнейших событиях научной, культурной и общественной жизни края, страницы заполнились сообщениями о прибывших и выбывших из Иркутска чиновниках, о судебных вызовах, о запрещениях на имущество крестьян, о зачисленных в казну приисках. Объём газетных площадей, отведённый для материалов, вызывавших интерес аудитории и пользовавшихся популярностью, сокращался. Наиболее деятельные сотрудники покидали редакцию, число подписчиков «Амура» уменьшалось. В результате критического, неугодного властям тона газеты, с одной стороны, и неквалифицированного внешнего вмешательства в её дела – с другой, «Амур» постепенно утратил свои позиции. 

Оставив редактирование «Амура», Загоскин не оставил журналистскую деятельность. Несколько лет спустя он сотрудничал с появившимися новыми газетами «Сибирь» и «Восточное обозрение». Но и в этих изданиях работа была сложной и стрессовой, и Загоскин даже был от неё отстранён властями. Поводом послужила заметка «о зверском убийстве за Ушаковкой», посвящённая казни учителя Неустроева, который дал пощёчину губернатору Анучину. 

Школа в Грановщине 

Будучи активной творческой личностью, Загоскин, несмотря на тяжело дававшееся и впоследствии сошедшее на нет дело издания газеты, продолжал свою просветительскую деятельность. Ещё будучи редактором, он параллельно занимался литературой. Загоскин написал роман «Магистр» о судьбе знаменитого иркутского историка А.П. Щапова. А также (ещё одна юбилейная дата!) ровно сто сорок лет назад, в 1870 году, был опубликован его труд «История Иркутска и Иркутской губернии», который несколько лет спустя стал первым официальным учебником по истории нашего края. Долгое время Загоскин работал управляющим делами Восточно-Сибирского отдела Императорского Русского Географического общества. Имея связи в городской Думе и чиновнических кругах, Загоскин постоянно предлагал прогрессивные нововведения. Во многом благодаря его усилиям и агитации в Иркутске была открыта женская гимназия и отдел Технического общества. Кроме того, он оставил и личный непосредственный след в педагогической сфере. Осенью 1879 года Михаил Васильевич открыл бесплатную школу в деревне Грановщина Иркутского района и более двадцати лет учил детей по собственной программе. Он мечтал о сельскохозяйственных школах, крупных подсобных хозяйствах при них, считая, что «нужна практика, необходимо, чтобы сельский учитель был сам хозяин и на деле показывал детям лучшие приёмы ведения хозяйства». 

Просветительский вклад Загоскина многообразен. Но, пожалуй, самым важным в его деятельности было создание первой частной газеты. До неё, конечно, были газетоиздательские прецеденты – но это были недолгие, малые по объёму и тиражу, весьма ограниченные по тематике издания, скорее листовки. «Амур» от них принципиально отличался и оказал большое влияние на развитие иркутской культурной жизни. Газета концентрировала вокруг себя лучшие интеллектуальные силы Иркутска того времени, формировала прогрессивное общественное мнение, создавала цивилизующую информационную среду. Таким образом, именно с периода появления «Амура» можно отсчитывать возникновение в Иркутске полноценной печати, а самого Загоскина по праву можно считать историческим «отцом» иркутских печатных СМИ. 

2010 год – юбилейный не только для газеты «Амур», но и для её основателя: исполнится 180 лет со дня рождения иркутского просветителя М.В. Загоскина. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры