издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Первоклассная тема

«Иркутский репортёр» выяснял, кого ведут в школу современные родители

  • Автор: Татьяна ПОСТНИКОВА

Когда-то слова о том, что «нынче в школе первый класс – вроде института», были обыкновенным гротеском. Сегодня они всё больше становятся похожи на правду. До института, конечно, ещё далеко, но то, что требования к уровню развития детей стали существенно выше, – очевидно. Хорошо это или плохо, решил разобраться «Иркутский репортёр», а заодно выяснить, кого пытаются воспитывать современные родители – будущих гениев или уже успевших устать от жизни подростков.

То ли ещё будет

То, что детей сегодня действительно стали больше загружать задолго до начала обучения в школе, – факт неоспоримый. Чтобы убедиться, достаточно посмотреть по сторонам. Школы раннего развития растут как грибы. Репетиторы сплошь занимаются с дошкольниками английским. Причём некоторые из них признаются, что зарабатывают таким образом неплохие деньги. «Желающих заниматься – хоть отбавляй. Можно даже ночью работать», – полушутя говорит репетитор английского, больше половины клиентов которого – дошкольники.

Естественно, под «желающими заниматься» надо понимать не самих детей, а их родителей. Иногда даже складывается впечатление, что молодые мамы и папы сегодня играют в одну на всех игру, которая называется «Кто раньше». У кого раньше ребёнок начнёт ходить, писать, считать, говорить, кто раньше отдаст ребёнка в школу и далее по списку. «Причём в последние годы это явление приобрело массовый характер: все смотрят друг на друга и стараются не отставать. Так что помимо детского сада многих детей сегодня, как правило, отдают ещё на несколько продвинутых секций», – объясняет сотрудник психологической службы средней образовательной школы №9 города Иркутска Наталья Криницына. 

В результате день у некоторых 4–5-летних мальчиков и девочек сегодня расписан так, словно это не дети, а мини-взрослые. С утра у них занятия по развитию памяти и моторики, в обед – плавание, вечером – игра на фортепиано. И даже в перерывах между всем этим они продолжают всесторонне развиваться, сидя за компьютером или собирая из конструктора какой-нибудь хитрый дом, в котором сразу есть всё – от стен и крыши до последней мелочи вроде пластмассовых кружек и плечиков в игрушечном гардеробе.

Большие маленькие

На фоне столь бурного развития вопросы, которыми проверяют готовность ребёнка пойти в первый класс, выглядят даже немного примитивно. Помимо стандартных «Как тебя зовут?», «Как зовут твоих маму и папу?» и «Сколько тебе лет?» детей сегодня спрашивают, к примеру, что нужно сделать, чтобы вода закипела, просят сравнить квадрат и прямоугольник или объяснить, что общего между дубом, берёзой и осиной.

Казалось бы, для ребёнка, который в шесть лет свободно пользуется сотовым телефоном, пультом от телевизора и легко может что-нибудь подогреть в микроволновой печи, подобные вопросы – мелочи. Однако на практике так оказывается далеко не всегда. «И если с именами родителей и собственным возрастом проблем обычно не возникает, то, например, с поиском отличий между дубом и осиной трудности появиться могут», – почти в голос заявляют детские психологи. Правда, дело тут совсем не в том, что кто-то отстаёт в развитии. Просто у детей сегодня несколько другие интересы, нежели были раньше.

Растут, соответственно, и требования к развитию ребёнка. Один образовательный журнал абсолютно серьёзно перечисляет следующие критерии: интеллектуальная и социально-психологическая готовность, а также личностная зрелость. Причём всеми этими качествами ребёнок должен обладать ещё до поступления в первый класс. Что значит: свободно говорить, уметь выстраивать несложные рассуждения, немного абстрактно мыслить плюс иметь мотивацию к обучению и уметь общаться со сверстниками.

И это только минимальный набор требований. Если выйти за их рамки, то ребёнок к первому классу также должен «иметь способность к простейшему анализу и к установлению причинно-следственных связей, уметь сознательно и самостоятельно планировать свои действия, знать общепринятые нормы поведения». И всё это – в шесть–семь лет.

Впрочем, детский психолог Галина Стародубцева уверена, что это несколько завышенные требования.

– Особенно радоваться тому, что рёбенок начал, к примеру, в три года читать, не стоит. Так же, как не нужно сильно переживать, если, наоборот, уже пора идти в первый класс, а ваш ребёнок по-прежнему ничего не умеет. Ведь самое главное в этом возрасте, чтобы у детей было нормальное физическое и эмоциональное развитие. И тогда они быстро догонят даже своих более продвинутых сверстников, – говорит она.

По этой же причине психологи не рекомендуют отдавать детей в школу в пять или шесть лет. «Разница в возрасте у маленьких детей ощущается очень сильно. Поэтому всегда лучше отдать ребёнка на год позже, чем на год раньше, тогда он не будет отставать по социальному развитию от других детей. И во многих школах сегодня это понимают, к примеру, в Вальдорфской школе вообще против раннего развития», – говорит Галина Стародубцева.

Программный заговор

Впрочем, некоторые школы, напротив, подталкивают родителей более интенсивно развивать малышей. «Сегодня все дети, которые идут в первый класс, условно делятся на две категории: одни уже занимались либо в детском саду, либо в школе развития, и поэтому, когда они попадают в первый класс обычной школы, им нужно идти вперёд. Остальным придётся всё начинать с нуля», – объясняет преподаватель иркутского лицея-интерната №1 Елена Пальшина.

Обычно далеко не все дети хотят идти школу. В первую очередь это нужно их родителям

В результате получается такой замкнутый круг: подготовленным детям в обычной школе подбирается более сложная программа обучения. А родители, которым, естественно, хочется, чтобы их ребёнок был умнее и лучше других, отправляют своё чадо в школу развития, чтобы потом он смог учиться по этой программе.

– Вот и получается, что сегодня перед поступлением в первый класс ребёнок уже должен уметь немного, а порой и намного больше, чем это было, когда в школе учились мы, – объясняет Наталья Криницына. – Хотя вообще это негласное правило, формально ребёнок ничего знать не должен. Но если вы посмотрите учебные программы, по которым сегодня учатся первоклассники, то сразу поймёте, что без специальной дошкольной подготовки осилить их будет трудно.

При этом однозначного мнения, плохо это или хорошо, у психологов и детских педагогов нет.

– Если у ребёнка хватает энергии и сил на то, чтобы развиваться в более динамичном ритме, это хорошо, – считает Наталья Криницына. – Тогда его даже полезно чем-то занимать, развивать, раскрывать его таланты. Одним словом, это хорошо, когда это не противоречит физическим и умственным способностям ребёнка. Те же дети, кто слабее, – с ними надо быть аккуратными, надо заниматься так, чтобы не навредить здоровью. Ведь здесь, как везде, главный принцип – не навреди.

В противном случае, как рассказывает Елена Пальшина, может возникнуть ситуация, когда ребёнок будет приходить со школы и, как в старой песне, не иметь сил раздеться. А ещё хуже, если начнёт плакать. «Детскую психику ведь можно очень легко сломать избыточными нагрузками и постоянным давлением, что он должен что-то делать. В таких случаях дети уже к семи-восьми годам становятся очень уставшими, безынициативными и подавленными. И тогда им действительно потом понадобится отдых от такого бурного детства», – подводит итог она. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры