издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Дело, которому ты служишь

  • Автор: Анна СТУПИНА, член Иркутского клуба садоводов-опытников им. А.К. Томсона

Три года назад ушёл от нас Юлий Карлович Кучер – один из пионеров садоводства в городе Иркутске. Можно сказать, что садовод он потомственный и вырос в прекрасном саду, созданном его отцом ещё до рождения Юлия. Родился и провёл детство в Латвии, а там климат благоприятный для садоводства. Поэтому и в Иркутске Юлий Карлович не смог жить без земли. Вместе с супругой Людмилой Васильевной приобрели участок в Ершах. Поначалу возделывали лишь ягодные культуры – различные сорта смородины, крыжовника.

Когда болезнь не позволила ему трудиться на производстве, он решил, что жить, а не выживать на пенсию, ему поможет сад. В 90-х годах участок в Ершах был продан и приобретены два новых — в «Автомобилисте» и «Надежде». Изучив литературу по данной отрасли, он усвоил, что нужно самому выращивать  подвои и прививать их, а не покупать саженцы. Ведь в то время  с материалом сортовых культур для прививок дело было совсем плохо. С присущей ему энергией он завёл переписку с садоводами  и питомниками Красноярска, Барнаула, Свердловска, Челябинска. И сам ездил за черенками в разные  края России. 

Вначале ассортимент яблонь составляли полукультурки, а из груш – сорта Лукашова и Иркутская (сеянец Серкина). Параллельно, конечно, возделывались ягодные кустарники, земляника, различные декоративные растения. Постепенно наряду с полукультурками выросли стланцы селекции Мазунина (от которых они впоследствии отказались) и крупные яблочки с Алтая – Красная горка, Юнга, Алтайское  румяное и другие. В стланцах возделывались и более крупные сорта – Заветное, Экранное… Сортимент груш также изменился. Вместо терпких лукашовок появились Лада Чижевская, Скороспелка Свердловская, Веселинка. В несколько раз стал разнообразнее набор сортов  чёрной и цветной смородины, крыжовника, появились декоративные – сакура, барбарис, калина, спиреи, для размножения которых  был создан череночник. Прививками в основном занималась Людмила Васильевна. Причём они сразу сделали установку на зимние прививки. Подвои с осени помещались в подвале, в феврале – марте  все они постепенно вынимались (прививки делали дома за столом), а в конце апреля – начале мая привитые культуры высаживались в почву. Как правило, с осени они были готовы к реализации, одновременно подрастала очередная партия подвоев. За сезон выращивалось около 1500 саженцев яблонь  и груш, около 300 – слив, а в последние годы и абрикосы. Мало у кого в Иркутске был такой объём выращиваемого материала. Это требовало колоссальных затрат труда, работала вся семья, а дети с ранней поры  приучались к работе на земле. Получаемые доходы давали возможность достойно жить, учить детей.

За четверть века были испытаны сотни сортов яблонь, груш, слив  и других культур. Шла жёсткая отбраковка, оставались лишь те, которые были достаточно вкусными и зимостойкими. Прорыв в сортоиспытании дала последняя поездка в Барнаул (2005 г.) к селекционеру Тамаре Фёдоровне Корниенко, создающей сорта яблонь для сибирского региона. Оттуда к нам пришло 123 сорта крупных полукультурок и яблонь, как стланцевых, так и штамбовых. Кстати, у самого селекционера стланцевых форм нет, там растут в штамбе все полученные от неё сорта. Они также не все подойдут для Иркутской области. Но если даже 10-15 из них останутся, это будет лучшей памятью для известнейшего садовода Иркутска. Искренне жаль, что результатов испытаний этих сортов (а занимаются сортоиспытанием супруга Людмила Васильевна, ботанический сад, а также я и мои коллеги по клубу) Юлий Карлович  уже не увидит. Однако Тамара Фёдоровна высоко оценила его достижения в садоводстве и один из сортов яблони назвала его именем – Юлий Кучер!

Зимний сезон всегда был посвящён учёбе. До последних дней садовод ходил в библиотеку, штудировал  вновь вышедшие статьи. Это несмотря на то, что домашняя библиотека была очень богатой. В ней есть  книги  И.В. Мичурина и А.К. Томсона, издания Р.П. Кудрявец, Курдюмова. Была принята жизненная установка: научился сам – научи других. Он читал лекции в садоводческих клубах города, которые иногда длились до четырёх часов,  выезжал в Саянск, Черемхово, Усолье, Шелехов. Учась на своих ошибках, он предостерегал  других садоводов не повторять их. Поэтому и был внештатным автором «Подворья» в «ВСП» на протяжении многих лет.

Несколько лет Юлий Карлович с супругой были членами нашего клуба. И его заслуга в том, что именно он подал идею присвоения старейшему клубу Иркутска  имени знаменитого садовода – Августа Карловича Томсона. Вместе с ним активно работали по этой теме председатель клуба тех времён М.А. Дерябина и внучка А.К. Томсона Л.И. Апраксина. Сейчас членами клуба стали его правнуки.

Юлий Карлович  активно участвовал и в организации садоводческих ярмарок в Иркутске. А во времена тотального дефицита ездил в Ангарск и закупал удобрения и плёнку для членов нашего клуба.

Дело Юлия Карловича продолжает его супруга Людмила Васильевна. Питомник существует, и испытания алтайских сортов яблонь продолжаются. Остаётся пожелать питомнику, детищу Юлия Карловича Кучера, дальнейшего процветания и развития в новом направлении – ландшафтном дизайне, которым занимается его сын Сергей.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры