издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Человеческая политика

Как создать безбарьерную среду для людей с ограниченными возможностями

Вице-мэр Борис Виноградов встретился с участниками регионального отделения Всероссийского общества инвалидов в музее истории города Иркутска. После встречи для людей с ограниченными возможностями прошла экскурсия по музею, который является первым по-настоящему «безбарьерным» зданием в Иркутске. В нём установлены пандусы на входе и специальный лифт для инвалидных кресел с прозрачными стенами. Во время экскурсии посетители увидели архитектурные элементы и мебель, которые создавались под заказ в точном соответствии с историческими документами. Однако люди с ограниченными возможностями (именно так политкорректно зовут инвалидов) всё же высказали пожелание руководству музея оборудовать перила, за которые можно будет держаться, сидя в инвалидном кресле...

– Знаете, у нас есть талантливые ребята, умницы, но они не могут вырваться из четырёх стен. Потому что ни квартиры, ни подъезды, ни тротуары, ни транспорт не приспособлены для инвалидов. Хотя и есть законодательные акты о безбарьерной среде, есть СНиПы, ГОСТы, которые предусматривают при строительстве жилого дома установку пандусов, подъёмников и т.д. независимо от того, будут там жить инвалиды или нет, – рассказывает Константин Шумков, председатель Иркутской областной организации «Всероссийское общество инвалидов». 

То, что создание безбарьерной среды для инвалидов и маломобильных групп населения – это не только физическая доступность зданий и сооружений, магазинов и предприятий сервиса, ясно всем. «Во многом наше положение зависит от отношения общества, – убеждён и Константин Михайлович. – Помню, как меня поразило отношение к инвалидам за рубежом во время моей первой поездки. В Брюсселе, где я принимал участие в чемпионате Европы по стрельбе из лука, я понял, что такое гуманистический подход к людям с ограниченными возможностями. Под ним подразумевается комплекс мероприятий, которыми государство старается максимально компенсировать те утраты, которые понёс человек, а сограждане относятся к инвалидам спокойно и уважительно. У нас же основное чувство по отношению к инвалидам – жалость, а компенсация со стороны государства – выплата мизерной пенсии. Конвенция ООН о правах инвалидов, которая была принята в 1997 году, до сих пор не ратифицирована Россией».

Проблемой создания доступной среды в Иркутске и области региональное отделение Всероссийского общества инвалидов занимается уже более семи лет. Надо отметить, что этот вопрос неоднократно рассматривался на комитете по делам инвалидов при правительстве региона. С докладами о том, что сделано, выступали мэры Иркутска, Ангарска, Братска. Что же изменилось, к примеру, в Иркутске? У людей с ограниченными возможностями появилась возможность посещать музей-усадьбу Сукачёва, новую библиотеку в предместье Рабочее. Инвалид теперь может попасть в аэропорт и даже сходить там в туалет. Хороший пандус даёт возможность посетить министерство социальной защиты, Фонд социального страхования, расположенный на улице Тимирязева. Однако администрация, хоть городская, хоть областная, инвалиду по-прежнему недоступна: всего пара ступенек, но этот барьер колясочнику не взять.

– Раньше проблемы людей с ограниченными возможностями вообще не озвучивались, государство делало вид, как будто этой категории граждан и вовсе не существует, – рассказывает Шумков. – Да и сейчас иркутяне порой недоумевают: мол, чего эти инвалиды бузят, пусть сидят дома, всем меньше проблем. Помню случай, как один из чиновников не признавал и всячески игнорировал нашу общественную организацию. А когда в результате несчастного случая стал инвалидом, приходил к нам, извинялся.

Стоит отметить, что всё-таки положительные сдвиги в сознании людей есть. Недавно в Феодосии городской пляж и пляж «Баунти» оборудовали для людей ограниченными возможностями: сделали дорожку к воде, по которой можно проехать на коляске, а на входе в море установили поручни. В Нижнекамске на маршрут вышел первый низкопольный автобус, в котором нет сидений, а ручки расположены намного ниже. Остановки общественного транспорта тоже оборудованы пандусами и поручнями. Автобус курсирует по всему городу. Всем инвалидам-колясочникам на дом доставлен буклет со схемами движения нового транспорта. (К слову, Виктор Григорьев, иркутский инвалид, проживающий в Ново-Ленино, рассказывал, как однажды попытался попасть в автобус. Водители ловко от него уворачивались, стараясь либо отъехать от остановки побыстрее, либо вовсе на ней не останавливаться, если видели колясочника. В частных беседах они признаются, что им просто не хочется «возиться»). 

А вот у наших соседей в Бурятии открылась гостиница для гостей города с нарушениями опорно-двигательного аппарата и сопровождающих их лиц. В ней созданы все условия для комфортного временного проживания. Стоимость услуг составляет всего 101 рубль 45 копеек за сутки. Эржена Будаева, лидер людей с ограниченными возможностями Бурятии, убеждена, что изменить к лучшему можно многое в жизни, если окружающие люди будут просто по-человечески относиться к людям с ограниченными возможностями. Получив инвалидность в студенческие годы по халатности врачей, она окончила вуз, родила сына, получила учёную степень в США. Название центра по проблемам инвалидов, который находится в Сиракузах (где она училась), переводится с английского как «центр человеческой политики».

«Человеческая политика» – это прежде всего понимание проблем людей с ограниченными возможностями. Константин Шумков рассказывает, что многие люди вообще не знают, для чего, собственно, инвалидам нужен пандус. И для чего к нему нужны поручни разного по высоте размера. Да просто рост и комплекция людей бывают разными, есть среди инвалидов дети, женщины. Что касается поручней, ими пользуются не только инвалиды-колясочники. Простой пример: построили предприниматели аптеку – красивую, современную, с нарядным высоким крыльцом. Спрашивается: думали ли они, когда строили, кто ходит в аптеку? Ведь не только 30–50-летние, ходят и пожилые люди, которые с трудом поднимаются и спускаются со ступенек. Может быть, среди них есть и родители этих самых строителей, знакомые? Или построили жилой дом, а пандусов нет. Для мамочек с колясками это тоже проблема – тянуть на верхние этажи коляску…

Хочется верить, что экскурсия инвалидов в музей города – только одно из мероприятий в рамках общегородского проекта «Безбарьерный Иркутск», который реализуется при поддержке Общественной палаты Иркутска и городского попечительского совета. Надеюсь, что она станет началом человеческой политики по отношению к инвалидам и усилиями городских властей, Общественной палаты и других организаций в Иркутске сдвинутся с мёртвой точки вопросы заботы об инвалидах и власть наконец-то примет закон о безбарьерной среде. А инвалиды готовы и рассказать, и показать всем желающим, что можно сделать доброго: не нужно изобретать велосипед, ведь в мире уже многое придумано, чтобы сделать жизнь человека с ограниченными возможностями комфортнее. На встрече в музее истории вице-мэр Борис Виноградов отметил: «Реконструкция каждой улицы в Иркутске делается с учётом потребностей людей в инвалидных креслах. В частности, улица 3-го Июля, которую недавно открыли, оборудована удобными нескользкими тротуарными съездами для инвалидных кресел и детских колясок. Хочу отметить – это только начало».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры