Грузоперевозки растут
Объём погрузки на Восточно-Сибирской железной дороге вырос по итогам шести месяцев на 12,2%, по сравнению с таким же периодом прошлого года. План на полугодие перевыполнен на 2,6%, рассказал в среду журналистам начальник ВСЖД Анатолий Краснощёк. В регионе наметилась явная тенденция к стабилизации в добывающих отраслях и промышленности, считают специалисты. По мнению руководства дороги, во втором полугодии объёмы перевозок продолжат расти, а к концу года прогнозируется полное восстановление докризисного уровня.
В первом полугодии на ВСЖД было погружено 35,17 млн. тонн различных грузов, это на 12,2% больше, чем за январь–июнь прошлого года. Спрос на услуги железнодорожного транспорта растёт с восстановлением экономики региона после кризиса. Только за июнь, по данным ВСЖД, было отгружено на 25,3% больше грузов, чем за такой же месяц прошлого года. По итогам шести месяцев существенно увеличилась погрузка каменного угля (на 23,3%), химикатов (на 18,8%), нефти и нефтепродуктов (на 14,4%), цемента (на 16,4%) и леса (на 2,8%), что, безусловно, говорит о стабилизации ситуации в добывающих отраслях.
Другие перевозчики, которые оказались более подвержены влиянию различных негативных колебаний на товарных рынках, уступают железной дороге по темпам роста показателей. Так, по данным Иркутскстата, грузоперевозки автотранспортом увеличились к прошлому году лишь на 7,6%, воздушным – на 6,7%. Основными преимуществами стальных магистралей остаются высокая пропускная и провозная способность, регулярность перевозок, высокая скорость доставки на большие расстояния.
«Железная дорога – механизм, который никогда не отдыхает», – отметил Анатолий Краснощёк. Поезда мчатся к месту назначения в любое время года и день недели, в морозы и жару.
Инвестиции дороги в надёжность и развитие в этом году запланированы в объёме 10,7 млрд. рублей, сообщил начальник ВСЖД. Этот показатель выше прошлогоднего на 2,6 млрд. рублей. Капитальные вложения планируется направить на крупные объекты, например, в Иркутской области будет реконструирован мост через реку Чуна на 124-м километре линии Тайшет–Лена и Коршуновский тоннель. Предполагается строительство терминально-складского комплекса для таможенных грузов на станции Иркутск-Пассажирский, капитальный ремонт вокзалов крупных железнодорожных узлов по Транссибу, в частности, в Черемхове и Тайшете. Новые вокзалы появятся на станциях Падунские пороги и Заудинская. Их строительство ВСЖД ведёт на условиях софинансирования с правительствами Приангарья и Республики Бурятия.
По графику идёт модернизация железнодорожного полотна – в срок до 2015 года «бархатный» путь будет проложен от Тайшета до Петровского Завода. В этом году железнодорожники проводят эксперимент. Дорога уже перешла на новый тип скреплений, теперь же, впервые в истории, для бесстыкового пути будут использованы японские рельсы. По словам начальника ВСЖД, их профиль отличается от традиционного, за счёт этого они более надёжные и износостойкие. Из-за сложного рельефа отечественные рельсы несут большую нагрузку. «У нас более 3 тысяч километров – кривые, плюс два больших перевала, – поясняет Анатолий Краснощёк. – Обычные рельсы на деревянных шпалах меняются раз в три месяца, на железобетонных – раз в полгода, надеюсь, что японские рельсы будем менять не чаще, чем раз в год». Чем закончится эксперимент – покажет время.
Пока же работы по всем объектам развёрнуты в полном объёме: в подтверждение этому исполнение инвестпрограммы в первом полугодии на 3% опережает план. Кроме того, в этом году дорога сэкономила более полумиллиарда рублей за счёт эксплуатационных расходов. Таким образом, ВСЖД получила дополнительные средства, которых хватит на ремонт 150 км пути. «На 3,4 млрд. рублей нам увеличили бюджет на покупку новых локомотивов, – добавил Анатолий Краснощёк. – В депо Вихоревки уже поступило 14 новейших электровозов». К концу этого года парк должен увеличиться на 44 локомотива, в то время как за весь прошлый год прибавилось 27 единиц тягового подвижного состава.
Что касается развития железнодорожной сети, глава ВСЖД сообщил, что в 2011 году будет закончено строительство второго пути на перегоне Икабъекан – Мурурин Северобайкальской ветки. В целом по «Программе-2030» БАМ должен стать двухпутным через 20 лет, а протяжённость пути – увеличиться на 1200 км. По словам Анатолия Краснощёка, в связи с тем, что тарифы на грузоперевозки не повышались с января, могут возникнуть вопросы по инвестициям в строительство, что не отменяет необходимости развития: «Мы уже получили несколько обращений, например, по реанимации крупнейшего в России Чинейского железорудного месторождения, крупного угольного разреза за пределами Иркутской области», – поделился начальник дороги. С Чинея первые объёмы, пробная партия, должны пойти уже в декабре. По мнению эксперта, в следующем полугодии грузоперевозки увеличатся ещё на 5–10%: «По лесу уже идём выше докризисных объёмов, уголь догоняет. Надеюсь, к концу года дорога должна выйти с плюсом», – заключил Анатолий Краснощёк.