издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Экстренный выезд

Четыре отряда студентов-археологов и один отряд архитекторов-реставраторов направились в район затопления ложа Богучанской ГЭС в Усть-Илимский район Иркутской области 28 июля 2010 года. К энергетике это событие имеет прямое отношение – они будут проводить работы по спасению объектов культурного наследия, которые попадают в зону затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС. Им предстоит беспрецедентный объём работ: только в этом году археологи должны будут вести раскопки на трёх памятниках общей площадью 3 тыс. кв. м. Всего на территории Усть-Илимского района находится 60 памятников археологии и 27 исторических построек, которые окажутся под водой в 2012 году. До этого момента специалисты надеются спасти как можно больше материалов, которые могут дать представление как о миграции народов тысячелетия назад, так и о заселении территорий Иркутской области в 17 веке нашей эры.

Предполагаемая площадь водохранилища Богучанской ГЭС составит 149,5 тыс. га, из которых 133,4 тыс. га находятся на территории Красноярского края, а 16,1 тыс. га – в Иркутской области. По информации пресс-службы ОАО «РусГидро», в зоне затопления зафиксировано свыше 200 памятников археологии, расположенных в основном на островах и берегах Ангары и впадающих в неё рек. При этом большая часть из них находится в Красноярском крае, на долю нашего региона приходится 60 памятников. Три из них попадают в зону затопления до отметки 185 м (наполнение до неё планируется начать с 1 сентября 2010 года. – «СЭ»), остальные окажутся под водой при заполнении водохранилища до отметки 208 м (напорный фронт плотины и водохранилища к наполнению до неё должен быть готов к 1 июня 2012 года). Как рассказал руководитель службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Виталий Барышников, общая площадь памятников в регионе составляет 117 га. «Это огромная территория, 117 гектаров археологических раскопок – такого в истории не было», – сказал он. 

Несмотря на это, работы в Иркутской области начались значительно позднее, чем в Красноярском крае. По словам Виталия Барышникова, в соседнем регионе раскопки ведутся уже полтора десятка лет, тогда как у нас первый археологический сезон, продлившийся всего месяц, пришёлся на 2008 год. Приоритет в финансировании также принадлежит Красноярскому краю, где памятники попадают в зону затопления в первую очередь: в 2010 году из федерального бюджета на раскопки в регионе выделяется 360 млн. рублей, тогда как на Иркутскую область приходится около 8 млн. рублей. При этом для спасения всех 60 памятников по нормативной стоимости работ необходимо 2,5 млрд. рублей. «Но здесь нужно пояснить, что 117 гектаров – это предполагаемая площадь памятников, и в процессе спасательных работ этого года одним из этапов будет уточнение их границ, – заметил руководитель областной службы по охране объектов культурного наследия. – С одной стороны, мы оптимизируем площади и уменьшим расходы, понимая, что 2,5 миллиарда нам вряд ли выделят, а с другой – выявим самые информативные и ценные памятники, которые спасать нужно в обязательном порядке». То, что площадь памятников может сократиться, у Виталия Барышникова сомнений не вызывает – например, в 2009 году при раскопках на памятнике Усть-Ёдарма-2 выяснилось, что часть его территории использовалась под пашню и культурный слой был уничтожен, так что площадь раскопок сократилась с нескольких гектаров до 400 кв. м. 

Плотность находок

Работы на ансамбле памятников Усть-Ёдарма, расположенном в Усть-Илимском районе практически на границе Иркутской области и Красноярского края, будут идти и в 2010 году. Для студентов-археологов исторического факультета Иркутского государственного университета они продлятся с августа по октябрь. Виталий Барышников высказал надежду, что за эти два месяца удастся сделать больше, чем в 2008 и 2009 годах, когда раскопки велись только в сентябре. Младший научный сотрудник кафедры археологии, этнологии, истории древнего мира исторического факультета Иркутского государственного университета Дмитрий Лохов сообщил «Сибирскому энергетику», что на трёх памятниках – Усть-Ёдарма-1, Усть-Ёдарма-2 и Усть-Ёдарма-3 – предстоит вскрыть 3 тыс. кв. м. По его оценкам, это очень большой объём работ. «В принципе, такие площади нельзя раскапывать за столь короткие сроки, – подчеркнул он. – Голоценовые объекты как раз тем и уникальны, что они очень насыщены материалом, на квадрат попадается до тысячи находок. Обычно на них делают вскрышу 15–20 кв. м и в течение месяца тонкими слоями ведут зачистку, но сейчас приходится работать в экстренном порядке». 

Сверхсложного оборудования в арсенале археологов нет, работают по старинке

Руководитель областной службы по охране объектов культурного наследия признал, что четырём отрядам археологов предстоит столкнуться с огромным объёмом материалов и площадей для раскопок. «Нельзя сказать, что мы там найдём Глазковский некрополь или что-то аналогичное, но уже те находки, которые есть сегодня, представляют огромный интерес для науки», – заметил он. Значительная часть памятников археологии на территории Усть-Илимского района, попадающей в зону затопления водохранилища, являются многослойными, и в них содержатся материалы, чей возраст может измеряться десятками тысяч лет. Например, в Усть-Ёдарме-2 обнаружилось девять культурных слоёв, самому древнему из которых около 100 тыс. лет. По словам Виталия Барышникова, которые подтверждают археологи-профессионалы, исследования этого и других памятников могут дать сведения о проходящих через Сибирь цивилизационных потоках. По словам председателя Иркутского регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Владимира Китаева, по ним можно изучать культуру народов, которые, мигрируя по транспортным коридорам вдоль рек, заселили Северную Америку. 

«Археологический материал очень представителен и может внести коррективы в существующие схемы археологической периодизации», – добавил Дмитрий Лохов. В частности, в Усть-Ёдарме-2 специалисты обнаружили уникальную керамику и каменные инструменты и оружие. Как полагают специалисты, многие из уже найденных предметов уникальны для севера Иркутской области. Но для того, чтобы спасти как можно больше артефактов до заполнения водохранилища, по словам Виталия Барышникова, необходимо ускорить темпы работ. «Понимая, что наполнение придётся на 2012 год, нам в следующем году надо начинать работы не в июле, а, допустим, в мае, и работать должны не 100 человек, а тысяча», – заметил он. 

Довесок к «Тальцам»

Помимо спасения археологических памятников (именно так на профессиональном языке называются раскопки), работа в Усть-Ёдарме нашлась и для архитекторов-реставраторов. Дело в том, что в районе находятся несколько брошенных деревень, где сохранились 27 домов, 11 из которых являются памятниками и рекомендованы к переносу из зоны затопления. В 2010 году впервые для их обмеров и научной фотофиксации в Усть-Илимский район отправится отряд из 10 студентов архитектурного факультета Иркутского государственного технического университета, который будет работать в течение августа. Как пояснил журналистам руководитель отряда доцент ИрГТУ, эксперт Федеральной службы Росохранкультуры, руководитель сектора культурного наследия ОАО «Иркутскпромстройпроект» Алексей Чертилов, по итогам экспедиции будут составлены подробные обмерные чертежи построек, а затем будет решаться вопрос об их переносе из зоны затопления. «У нас на это, к сожалению, есть всего лишь два сезона, так что нужно успеть сделать всё по максимуму», – подчеркнул эксперт. 

Виталий Барышников считает, что для спасения как можно большего числа памятников нужно значительно ускорить темпы работ

По его словам, архитектурные шедевры в районе Усть-Ёдармы не сохранились – они были либо вывезены, либо уничтожены при заполнении водохранилища Усть-Илимской ГЭС, но сохранившиеся постройки представляют интерес для специалистов: некоторые из них были возведены раньше, чем был основан Иркутский острог. «Конечно, там есть объекты, построенные 100–200 лет назад, но, учитывая, что тогда строили по традициям предков, дома 19 века очень похожи на дома 17 века и не менее интересны», – отметил Алексей Чертилов. Так, он высказал предположение, что к 11 памятникам, которые уже входят в список переносимых из зоны затопления построек, добавится примерно столько же домов. 

Для того чтобы их перенести, планируется создать третий в Иркутской области архитектурно-этнографический музей, в дополнение к иркутским «Тальцам» и братской «Ангарской деревне». Виталий Барышников рассказал, что его проект обсуждался осенью 2009 года на совещании в Усть-Илимске, в котором участвовали первый заместитель председателя комиссии Совета Федерации ФС РФ по естественным монополиям Валентин Межевич, первый заместитель председателя правительства Иркутской области Юрий Параничев, представители областного правительства и местной администрации. «Тогда у нас даже спор возник между Усть-Илимском и Усть-Илимским районом по поводу того, где размещать музей», – вспомнил чиновник. Городская администрация предложила перенести исторические постройки на территорию детского сада, где размещён Дом детского творчества, и использовать их в качестве творческих мастерских, выставочных залов и т.п. Власти Усть-Илимского района, в свою очередь, настаивали на создании музея именно на территории района. «По тому участку, который находится в Усть-Илимске, администрация города делала официальный запрос нам, – отметил Виталий Барышников. – Я считаю, что это очень хороший вариант, потому что он позволит сохранить памятники и занять ребятишек. А самое главное – местные власти готовы нести затраты на создание и содержание музея». Впрочем, в настоящее время существует только его концепция. К вопросу о создании этнографического музея планируют вернуться осенью нынешнего года, когда отряд архитекторов вернётся из Усть-Илимского района. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры