«Азиатская повестка дня» для России остаётся открытой
Экономический кризис оказал влияние на пространственное развитие России. Как сообщил пресс-центру VI Байкальского экономического форума директор фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад» Владимир Княгинин, результатов такого влияния несколько, но прежде всего – это усиление восточного тренда развития кономики.
«Уже сейчас ряд крупных компаний объявили о реинжиниринге своих корпоративных структур, о выделении азиатских дивизионов внутри бизнеса. Соответственно, в дальнейшем будут развиваться транспортная и энергетическая инфраструктуры, которые так или иначе будут способствовать интеграции России в Азиатско-Тихоокеанский регион. Постепенно растёт значение Владивостока как транспортного узла России, выстраиваются меридиальные, а не широтные связи с Китаем. Проекты, предусмотренные в программе пограничного сотрудничества двух стран, составляют пусть не самый мощный, но существенный пояс нового освоения на востоке», – сообщил Владимир Княгинин.
По его словам, поскольку Россия имеет хорошие торговые связи с Азией, она занимает традиционно значимое место на сырьевых рынках этой территории. Понятна и доля России на технологических рынках (прежде всего, это вооружение и энергетическое строительство). Но эти направления не являются исчерпывающими. Поэтому задача VI Байкальского экономического форума – ответить на вопрос, как Россия интегрируется в растущий азиатский регион.
Владимир Княгинин отметил, что пока основные транспортные, торговые и экономические связи России с Азией выстраиваются скорее через Петербург, чем через Дальний Восток. Например, азиатские концерны разместили в Петербурге автосборочные предприятия. Корейские компании рассматривают Петербург как точку, где будут локализованы верфи.
«Учитывая, что соседствующие с нашей страной азиатские страны активно развиваются и в результате этого развития именно эти страны определяют инвестиционную привлекательность, конфигурацию транспортной инфраструктуры и миграционные потоки в регионе, для России становится чрезвычайно важным понимание, какие ещё опорные точки ей необходимо иметь на Дальнем Востоке. «Азиатская повестка дня» для России остаётся открытой, и вопросов больше, чем ответов», – подчеркнул эксперт.