издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Водный мир

  • Автор: Алёна МАХНЁВА

Основные функции водохранилищ каскада ГЭС Приангарья связаны с потребностями энергетики, в остальном же они практически не отличаются от других водоёмов. Как используются водохранилища региона летом и как можно было бы решить наиболее актуальные «водные» проблемы, выясняла Алёна Махнёва.

У водохранилищ Иркутской, Братской, Усть-Илимской ГЭС и озера Байкал общее назначение, рассказывает заместитель руководителя Енисейского бассейнового водного управления – начальник территориального отдела водных ресурсов по Иркутской области Михаил Людвиг. Они, как и остальные водоёмы, многофункциональны и используются не только для целей энергетики. Водохранилища судоходны, здесь можно ловить рыбу, круглый год они работают своеобразными «накопителями» для водоснабжения, а летом на их берегах отдыхают жители Приангарья. 

«Главная роль» в системе гидроэлектростанций у Братской ГЭС. «Иркутское водохранилище наполняется и срабатывается ежегодно, – поясняет Михаил Людвиг, – а Братское – водохранилище многолетнего регулирования – работает на компенсацию водных ресурсов как в нижнем бьефе, так и в верхнем, это тот стабилизатор, который держит всю систему». В то же время в числе «задач» Иркутского водохранилища – регулирование уровня Байкала. 

Ведомство, которым руководит Михаил Людвиг, должно обеспечить удовлетворение интересов всех водопользователей так, чтобы они не мешали друг другу. Например, нужно согласовать работу ГЭС и рыбохозяйственного комплекса в период нереста рыбы: если уровень водохранилища резко изменится, может пропасть икра на мелководье. У судоходства свои требования: плотины ГЭС дают возможность на некоторых реках увеличивать пропускную способность русла. «Судоходство и стабильная работа водозаборов в нижнем бьефе ГЭС летом будут обеспечены при сбросе с иркутского гидроузла не менее 1500 кубометров в секунду, – говорит Людвиг. – Если какие-то моменты возникают, то речной транспорт корректирует свои графики перевозки». Но это касается в основном Красноярского края, в Иркутской области таких проблем не возникает – глубины для судоходства и речного транспорта обеспечены, а фарватеры, как положено, отмечены буйками. 

Экологичные проекты

По данным Главного управления МЧС по Иркутской области, на территории водоёмов региона находится большое количество брошенных судов, которые не только захламляют, но и являются потенциально возможными объектами загрязнения Иркутского водохранилища.

Другая экологическая проблема, которая пока не решена, – система утилизации подсланиевых вод (отработанной воды с элементами нефтепродуктов) с судов. Единственное судно, которое принимает такие воды, – «Самотлор», принадлежащее Восточно-Сибирскому речному пароходству, стоит в Порту Байкал. По словам Михаила Людвига, все остальные суда работают напрямую с фирмами, которые занимаются откачкой и вывозом этих отходов, как правило, на АНХК. 

Программа по утилизации подсланиевых вод разрабатывалась ещё в советские времена, вспоминает Людвиг, но случились 90-е годы и проект не был реализован из-за отсутствия финансирования. Сейчас специалисты прорабатывают новую идею – объединить пункты приёма загрязнённой воды и плавучие заправки. Пока что в регионе есть лишь одна заправочная станция (принадлежит «Иркутскнефтепродукту») для транспорта на воде, пришвартованная в верховьях Ангары у посёлка Никола. 

В настоящее время проект заправочных станций с ёмкостями для приёма подсланиевых вод есть у «КрайсНефти». Пока что компания продаёт нефтепродукты только на суше. Теоретически пункты приёма могут появиться на Малом море, в Листвянке, в районе Малого Голоустного или со стороны Култука. Это будет удобно владельцам маломерных судов и положительно повлияет на экологию и качество воды в Байкале, считает Михаил Людвиг. Плавучие заправки, как показывает опыт в Николе, защищены от разлива нефтепродуктов. Там предусмотрена автоматическая система пожаротушения и водяного охлаждения, есть абсорбент и боновые заграждения. 

Вообще же «нормы чистоты» акватории и береговой водоохранной зоны водохранилищ прописаны в Водном кодексе. В нём есть и перечень запрещённых видов деятельности. Вне закона, в частности, использование всяческих химикатов – от минеральных удобрений до размещения складов горюче-смазочных материалов. Рядом с водохранилищами нельзя также устраивать животноводческие фермы, свалки бытовых и промышленных отходов, мойку и ремонт машин и тому подобное. 

«Золотой» песок

А вот места для отдыха устраивать можно. Однако пока большинство жителей Приангарья загорают и купаются на «диких» пляжах. По оценке Сергея Моисеева, заместителя начальника отдела Госинспекции по маломерным судам ГУ МЧС России по Иркутской области, из 20–25 тысяч человек, отдыхающих у воды в выходные дни, лишь 30% нежатся на «цивилизованных» пляжах. В Иркутске к таким относятся «Якоби-бич», пункты массового отдыха возле ледокола «Ангара», на острове Юность, в этом году добавился пляж «Лагуна» на пруду возле Смоленщины. 

Потенциалом для организации мест летнего отдыха горожан обладают и берега залива Якоби, и так называемые Тёплые озёра Иркутской ГЭС, залив Ерши. Но пока предприниматели не спешат вкладывать деньги в развитие пляжного бизнеса. Дело в том, что сделать его прибыльным нелегко. Андрей Шандрук, заместитель генерального директора ООО «Терра», которому принадлежит «Якоби-бич», рассказал, что для компании пляж, где одновременно могут отдохнуть примерно 300 человек, «пока остаётся фактически социальным проектом». 

Первая сложность – песок. Из-за сбросов воды с плотины песок всё время смывает на косу на противоположной, «дикой» стороне залива. На «Якоби-бич» приходится постоянно его завозить, в год получается около 700 тонн. Каждый месяц службы, которые следят за санитарным состоянием, берут пробы воды и грунта. Нужно оплачивать и аренду муниципальных земель, не говоря уже о зарплате персонала и налогах. «Выгодно было бы этот участок использовать круглогодично, а не только летом», – говорит Андрей Шандрук.

Спасение утопающих

Организаторам пляжей нужно думать и о безопасности. По пляжным нормативам положено делать ежегодное водолазное обследование дна акватории плюс ограничение буйками. За безопасностью на воде на «Якоби-бич» следят лицензированные спасатели. Аналогично и на берегу. «Надо ограничить возможность въезда на машинах пьяных граждан, которые очень любят прорываться», – сетует Шандрук. В этом году сотрудники компании уже поставили около 60 оградительных столбов. Есть круглосуточная охрана. 

То, что происходит вне территории частных пляжей, должна контролировать «милиция на воде» – ГИМС и обычная сухопутная милиция. По словам Сергея Моисеева, в жаркие, выходные и праздничные дни личный состав ГИМС задействуется по максимуму. Покой отдыхающих и порядок охраняют почти 100 человек, порядка 28 патрульных судов и 26 единиц автотехники. 

Несмотря на это, с начала купального сезона 18 человек, из них три ребёнка, утонули в водоёмах Приангарья. Двое утонувших, трое пропавших без вести – итог только прошедших выходных. Основные причины беды – обычно «дело рук» самих отдыхающих. Это купание в состоянии алкогольного опьянения (85–90% случаев гибели), как правило, в каком-то необорудованном месте. Дети же гибнут, когда оказываются у воды без присмотра взрослых. 

«Самый пик происшествий на воде – июнь-июль, период отпусков, – говорит Моисеев. – Проанализировав итоги второго квартала, мы направили главам муниципалитетов анализ гибели людей и пытаемся убедить администрации своими нормативными актами ограничить продажу спиртных напитков вблизи водоёмов». Муниципалитеты же проявляют заботу о жизни людей, в лучшем случае устанавливая на берегу знаки, запрещающие купание, в некоторых районах организовано дежурство сотрудников милиции. 

Отдельная «головная боль» ГИМС и владельцев частных пляжей – нетрезвые отдыхающие на гидроциклах. Молодецкую удаль пьяные водители водных мотоциклов предпочитают показывать вблизи пляжей, что нередко приводит к печальным последствиям. К сожалению, штрафом за нарушение «водных правил дорожного движения» этих лихачей вряд ли напугаешь. Максимальный размер наказания – 2000 рублей. «С гидроциклами не то чтобы идёт война, – отмечает Сергей Моисеев, – это очень мощное средство передвижения, и догнать нарушителей бывает трудно, несмотря на то что у нас современные катера». Ещё в 2007 году ГИМС направила муниципалитетам рекомендации, в которых просила определить зоны для эксплуатации гидроциклов, но местные власти конкретных шагов не предприняли, сказал представитель инспекции. 

По словам Сергея Моисеева, в этом году инспекция усилила контроль и изменила маршруты патрулирования с учётом «прикрытия мест массового отдыха». Тем не менее самым надёжным «спасательным кругом» по-прежнему остаётся здравый смысл отдыхающих и выполнение простых правил: не купаться в неизвестных местах, в состоянии алкогольного опьянения, не нырять с пирсов и кораблей, не входить в холодную воду после долгого пребывания на жаре и не оставлять детей без присмотра.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры