Есть чем гордиться актрисе
Актриса академического драматического театра имени Н.П. Охлопкова Галина Байнякшина в эти дни отмечает юбилей. Подошла к возрасту, когда прежние обиды забыты, а к новым относится философски: зачем тратить энергию на ненужные эмоции? Жизнь быстротечна, и помнить в ней надо только хорошее.
Галине Георгиевне есть чем гордиться: в юности училась в культпро-светучилище, затем в театральном. Став актрисой, поступила на режиссёрский факультет Улан-Удэнского института культуры, далее последовал Московский институт космической философии. В своё время Байнякшина шутила: «Жила по заветам Ленина: «Учиться, учиться и учиться…». Знания в разных областях ей были необходимы в силу разносторонности интересов. Она ставила спектакли в любительских коллективах, писала пьесы для детей, занималась экстрасенсорикой.
Когда Байнякшиной в первый раз предложили сыграть Бабу Ягу, она обиделась: дожила, доигралась. Ей объяснили, что эта работа может быть очень интересной, она поверила и стала лучшей Бабой Ягой театра. В разных спектаклях-сказках подобные персонажи встречаются постоянно. У Галины Георгиевны они все были разные, одна на другую не похожие, неповторимые.
Галина Байнякшина – острохарактерная актриса, которая своим появлением на сцене создаёт атмосферу колоритную и яркую. Голосом её Бог тоже не обидел: как скажет слово, да зычно так, громко — не просто на галёрке, на улице слышно. Но и в безмолвной роли она может запомниться надолго. В спектакле «Поминальная молитва» Григория Горина актриса появлялась в последней сцене. Её – маму – привёз из Киева в местечко, из которого евреев выселяют за черту оседлости, непутёвый сын Менахем. Столичная дама в платье с кринолином, в шляпке, украшенной перьями, эта мама являла собой нелепейшее создание, никак не вписывающееся в условия деревенского быта. Собачка – маленький тойтерьер Сюрприз, которого актриса держала на руках в качестве характерной детали своей героини, – принадлежала Галине Георгиевне. На сцене со своим питомцем ей было легко и спокойно.
Байнякшина, как все актрисы, жила только интересами театра: играла, радовалась каждой роли, переживала, не находя своей фамилии при очередном распределении ролей. Сам воздух театра был сладок и упоителен. Профессия позволяла знакомиться с потрясающе интересными людьми: поэтами, художниками, учёными. Порой встречи были настолько романтичными, что самой хотелось писать стихи. Галина Георгиевна и начала писать, публикуясь в журнале для детей «Сибирячок», гордилась лестными отзывами поэта Марка Сергеева. Наивно полагая, что всё написанное должно быть опубликовано, она принялась хлопотать об этом, но в советское время кто бы дал ей денег на издание? Только в новых экономических условиях нашла спонсора, издала яркую, хорошо иллюстрированную книгу для детей.
У актрисы великолепная фантазия, она убеждена, что видит тонкие материи, цвета ауры человека. Также Галина Георгиевна знает, что умеет летать, вернее, перемещаться из одного места в другое силой мысли. Долгое время сожалела о том, что живёт в городе — месте, «засоренном» ненужной информацией, загазованном. Она продала квартиру в микрорайоне Солнечный, купила загородный дом. На природе, вдали от шума городского, стала чувствовать себя много лучше. Дочь Леночку определила личным шофёром, она возит актрису на работу, по разным хозяйственным надобностям.
Галина Георгиевна воссоединилась с природой, тем миром, который в детстве ей открыла мама. Ветеринар, она часто брала дочку с собой, отправляясь на лечение коровки или овечки. А скольких собак и кошек она вылечила! Байнякшина с детства относится к домашним животным как к братьям меньшим. Чувствует их, разговаривает с ними, понимает не только язык, но и душу. Живёт в окружении кошек и собак, иногда строжится на них, но подопечные её ни капельки не боятся, знают, что хозяйка добрая.
В театре к Галине Георгиевне Байнякшиной относятся уважительно, не многие актрисы имеют такую богатую биографию, так содержательно живут, и не у каждой есть режиссёрское образование. Пусть предназначенное для любительского театра, но основательное, разнообразящее видение собственной профессии. Галина Георгиевна может разобрать любой спектакль, обосновать свои замечания, но главное – она может дать ценный совет своим товарищам по сцене, особенно молодым, когда смотрит их работы из зрительного зала.
Возраст мудрости! Актриса Байнякшина вступает в него полная сил, желания продолжать работать. Как она без театра и как может театр обойтись без Галины Георгиевны? Они давно стали единым целым, они неразделимы, как само театральное искусство, составляющее синтез множества профессий. Но главная в театре профессия — актёр!