Кафедра имени Охлопкова
Осенью Иркутский академический драматический театр им. Н.П. Ох-лопкова отметит большой юбилей – 160 лет со дня рождения. Многие иркутяне просто не мыслят своего города без этого театра, без его классически благородного облика, чистоты архитектурных линий и форм, без его талантливой, яркой труппы и замечательных спектаклей. Поговорить о театре, высказать свои мысли, пожелания, поделиться впечатлениями мы предложили жителям города. Для этого открывается специальная рубрика «Мой драматический театр». Одним из первых гостей в ней стал ректор Иркутского государственного университета путей сообщения Хоменко Андрей Павлович.
– Что может сделать сегодня искусство? Помочь удержаться. И это немало. Потому что искусство – это красота, любовь, это высокие чувства. У искусства свои возможности поддержания в человеке человеческого, для того чтобы очистить его духовно и нравственно, сделать лучше.
В наш вуз приезжает учиться очень много студентов из районов, из самых отдалённых уголков нашей области. Многие из них никогда не бывали ни в театрах, ни в филармонии, ни в органном зале. Поэтому политика нашего учебного заведения – просвещать своих студентов. Я считаю, что дать им только специализированные знания недостаточно. Мы должны воспитывать специалистов с большим кругозором, начитанных, культурных, интеллигентных. Поэтому в нашем вузе реализуется уже в течение пяти лет театральная программа. В соответствии с этой программой драматический театр им. Охлопкова является одним из самых посещаемых учреждений культуры. На спектакли театра наш вуз откупает весь зал. Таких спектаклей за учебный год набирается семь-восемь, и за это время 10–12 тысяч студентов могут побывать в драмтеатре.
Я считаю, что нужно помочь студентам открыть другой мир, отличный от мира массовой культуры, который они видят на экранах, – мир высоких чувств и переживаний. Приходя в театр, молодые люди учатся, как надо вести себя, как раздеться в гардеробе, чтобы юноша помог девушке, как подать ей руку, то есть овладевают определёнными правилами поведения. И это им тоже необходимо. А уж когда они смотрят спектакль, сопереживая и сочувствуя персонажам, то невольно включаются в мыслительный процесс. При этом они совершенно уверены, будто просто получают удовольствие от спектакля. Под видом развлечения театр даёт зрителю возможность самопознания. Театр способен повести человека за собой. Хороший спектакль никогда не пройдёт мимо души. Говорю так из собственного опыта, потому что очень люблю театр, и в частности театр Охлопкова. После спектакля много думаешь об увиденном, размышляешь.
Иногда в человеке под воздействием искусства может проявиться какое-то внутреннее духовное зрение. В каждом заложено прекрасное, его надо только открыть, дать импульс, выход, выброс этому чувству. Например, недавно, посмотрев «Прошлым летом в Чулимске», я открыл как-то по-новому для себя Александра Вампилова, с такой стороны, с какой я не знал доселе этого автора. Театр предложил взглянуть на его героев, на их мысли и поступки под другим углом зрения. И по-новому предстала Валентина. Раньше она была для меня одной из ряда положительных, чистых, романтичных героинь нашей литературы. Посмотрев этот спектакль на камерной сцене театра, я увидел в ней совсем иные грани, до этого мною не замечаемые. Почему она так упорно чинит этот пресловутый палисадник, который все ломают? Для чего автор концентрирует на этом внимание? Только лишь затем, чтобы показать её упорство, настойчивость, твёрдый характер, не привыкший отступать? Всё так, но и гораздо больше. Мне кажется, что Вампилов вложил в неё уверенность, что когда-нибудь люди станут лучше, они изменятся, станут понимать и слышать друг друга. Ведь подчас люди не слышат того, кто рядом, хоть и говорят на одном языке. Правда Валентины – в твёрдости её веры. Она не из разряда людей-флюгеров, которых так много развелось сегодня в нашей жизни, которые меняют свои жизненные принципы согласно ситуации. В своей вере она остаётся стойкой и убеждённой. Такие люди в обычной жизни не очень заметны, не проявляют себя громко, не навязывают никому своего мнения и взглядов. Но в решительный момент в них проявляются необыкновенные стойкость, твёрдость и упорство. Такие люди не предадут и не продадут, в них можно быть уверенными, как в себе самом. Таким в нашей жизни всегда непросто, потому что они не умеют приспосабливаться, лгать, подстраиваться. Потому что живут просто, по своим собственным человеческим законам, подсказанным сердцем и совестью.
Ещё хочу отметить, что в драматическом театре уже с самого порога человек преображается. Здесь о зрителе думают и уважают его. Начиная с рекламных афиш на театральных тумбах, выполненных качественно, с большой культурой, ярко; с улыбки и исчерпывающей информации билетного кассира; со всегда вежливых и предупредительных билетёров до самого спектакля, который мы приходим смотреть. Задолго до начала мы попадаем в атмосферу, которая настраивает, располагает к восприятию. Сам внешний вид, чистота, красота, убранство театра говорят о том, что к встрече со зрителем здесь готовятся, зрителя здесь ждут, ему здесь рады, его здесь уважают. И наверное, есть смысл в тех словах, которые театр стал писать на своих маленьких листочках-флаерах с репертуаром: «В театр за счастьем…». Театр не осчастливит материально, но он духовно сделает нас выше, чище, человечнее.
Совсем не зря мы затеяли театральную программу и дружбу с театром Охлопкова. И я уверен, что многие студенты, выйдя из стен нашего университета, останутся верны театру. Потому что многих он научил смотреть на мир другими глазами, научил думать, мыслить, сочувствовать, сопереживать. Научил замечать красоту, открывать в обычных и простых вещах поэзию.
Записала Лора ТИРОН