издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Себе дешевле

В кризис менеджеры энергокомпаний купили акций на 1,5 млрд. рублей

  • Автор: По материалам «РБК-daily»

Когда в Россию пришёл кризис, топ-менеджеры нефтегазовых и энергетических компаний стали скупать акции собственных активов. Всего с осени 2008 года на ценные бумаги своих «детищ» управленцы потратили более 1,5 млрд. рублей. Активнее других были топы ЛУКОЙЛа. По мере того как трудные времена уходят, руководители начинают продавать свои бумаги. Первым среди руководителей компаний ТЭК крупный пакет акций собственной организации купил в сентябре 2008 года президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, следует из данных ФСФР и портала Stockinside.ru. За 200 тыс. акций он выложил тогда 305,1 млн. рублей. Всего с начала кризиса до настоящего момента менеджеры ЛУКОЙЛа приобрели ценных бумаг на сумму чуть больше 1 млрд. рублей. Сделка г-на Алекперова стала самой дорогостоящей за этот период среди всех инсайдерских операций с ценными бумагами в ТЭК.

Самую незначительную по стоимости покупку совершил член правления ФСК Роман Бердников. В декабре 2009 года пакет акций его компании обошёлся ему в 865 рублей. Одна акция стоила тогда 0,375 рубля, а к окончанию торгов на ММВБ 29 июня — 0,347 рубля. Получается, что с декабря прошлого года вложения г-на Бердникова обесценились на 65 рублей. 

Веря, что кризис — это не навсегда, менеджеры не активно сокращали свои доли в уставном капитале компаний на падающем рынке с осени 2008 до весны 2009 года. Вице-президент ЛУКОЙЛа Анатолий Барков подарил супруге пакет акций на сумму 117,9 млн. рублей. А член правления «Газпрома», начальник департамента инвестиций и строительства Ярослав Голко на падающем рынке продал акции за 1,4 млн руб., вдвое дешевле цены покупки в 2006 году. 

С середины 2009-го, когда кризис постепенно начал отступать, рынок инсайдерских сделок постепенно оживился. В июне прошлого года главный финансист «Газпрома» Андрей Круглов двумя партиями продал акций на 24 млн. рублей (по 160 и 188 рублей за штуку). При этом в сентябре 2008 года он купил ценных бумаг – по цене 190,7 рубля за акцию – на 23,3 млн. рублей и ещё часть бумаг должен получить по опционной программе (8,2 млн. по 108,3 рубля). Месяцем позднее продал свои бумаги член совета директоров ЛУКОЙЛа Николай Цветков. 

Пожонглировал собственными акциями в феврале 2010 года член совета директоров ЛУКОЙЛа Сергей Михайлов. В течение нескольких дней он сначала продал 25 тыс. акций по цене 1,9 тыс. рублей за штуку, а потом купил пакет в 19,2 тысячи акций, цена одной бумаги к тому моменту опустилась до 1,5 тыс. рублей. Недавно он ещё докупил себе акций ЛУКОЙЛа на 109 млн. (цена одной акции — 1,7 тыс. рублей). 

По той же схеме действовал член совета директоров «Сургутнефтегаза» Вячеслав Дручинин, который за один день избавился от обыкновенных акций на 5,8 млн. рублей и стал обладателем пакета привилегированных стоимостью 509 тыс. рублей. 

Нынешней весной уменьшили долю топы сразу нескольких энергетических компаний. Покидая совет директоров ОГК-6, Сергей Яценко свёл в ней свою долю до нуля. Его примеру последовал Павел Шацкий, а Дамир Шавалеев оставил у себя 0,00000001% акций. В сумме они продали акций на 3 млн. рублей. Заместитель председателя правления ФСК Мисрихан Мисриханов также распродал часть своих бумаг, на 3,9 млн. рублей. 

Единственной компанией, менеджеры которой с начала кризиса только покупали ценные бумаги, стала «Роснефть». В общей сложности на собственные акции её топы потратили 210,5 млн. Всего с начала кризиса управленцы компаний ТЭК купили или получили по опциону ценные бумаги на сумму 1,58 млрд. рублей, а продали или подарили на 582 млн.

На упавшем рынке продавать свои акции было бессмысленно, сейчас же рынок существенно оживился, отмечает аналитик «ВТБ Капитала» Светлана Гризан. По её словам, рост числа инсайдерских сделок — это тенденция, связанная с восстановлением экономики. Не исключено, что ряд покупок был сделан для поддержания инвестиционной привлекательности компаний, ведь бытует мнение, что, если менеджеры «в доле», они будут управлять эффективнее. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры