Ели как яблоко раздора
Ремонт части трубопровода в Академгородке Иркутска был включён в план участка тепловых сетей (УТС) Ново-Иркутской ТЭЦ ещё в прошлом году и из-за ветхости сетей не вызывал никаких сомнений. Но как только специалисты УТС в июне этого года приступили к выполнению работ, среди жителей Академгородка начались нешуточные волнения: в эпицентре конфликта, возникшего между народом и тепловиками, оказались разлапистые красавицы ели, которые являлись элитным украшением Института физиологии и биохимии растений и всего района. Почему елям и скрытой в земле теплотрассе стало тесно на иркутских улицах и возможно ли было их мирное сосуществование, выяснял корреспондент «Сибирского энергетика».
За разъяснениями мы обратились к представителям разных организаций, и первыми откликнулось на наш запрос руководство тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ. «Трасса тепловой сети диаметром 400 мм проложена в 1981 году, – объясняет особенности месторасположения строительного объекта начальник отдела капитального строительства Андрей Юдинцев. – И в основном проходит по газонной части улицы Лермонтова, частично – под проезжей частью транспортных проездов от улицы Лермонтова до зданий и сооружений Академгородка. Прямо на месте прохождения теплотрассы когда-то были высажены ели, некоторые из них относятся к редким видам».
Ещё на стадии подготовки проекта по капитальному ремонту теплосети было ясно, что зелёные насаждения высажены с нарушением требований строительных норм и правил, в частности, СНиПа от 2.07.01.-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», утверждённого постановлением Госстроя СССР от 16 мая 1989 года № 78, и СНиПа от 2.04.07-86 «Тепловые сети», где чётко прописаны допустимые расстояния высадки деревьев и кустарников. Так, в первом из документов говорится, что «обязательные расстояния от строительных конструкций тепловых сетей до стволов деревьев – 2 метра, до кустарников – 1 метр».
В данном случае деревья росли непосредственно по месту проложения теплотрассы, поэтому руководство УТС обратилось к начальнику управления благоустройства и транспорта города Иркутска Сергею Черткову с соответствующим письмом о согласовании рабочей документации и получении разрешения на снос деревьев.
Для сведения: правила высадки зелёных насаждений касаются не только подземных сетей, к которым, кроме теплотрассы, относятся ещё и газопровод, канализация, водопровод, силовой кабель и кабель связи. При создании так называемой ландшафтно-рекреационной территории вблизи зданий, сооружений и объектов инженерного благоустройства (таких как край тротуарного и трамвайного полотна, садовой дорожки, опор осветительной сети и так далее) также необходимо соблюдать определённые расстояния до высадки растений.
«Несмотря на очевидное нарушение строительных норм, – продолжает Андрей Юдинцев, – при согласовании рабочей документации с дендрологом города Иркутска в наш адрес был направлен Акт оценки зелёных насаждений и их восстановительной стоимости».
Ситуация могла быть разрешена относительно просто, ведь, согласно решению Думы города Иркутска от 25 ноября 2004 года № 004-20-050035/4 «О правилах создания, содержания и охраны зелёных насаждений на территории города Иркутска», оплата восстановительной стоимости зелёных насаждений, высаженных с нарушением требований строительных норм и правил, не производится.
Но уникальность самого места и высаженных здесь когда-то деревьев несколько усложнила ситуацию. «Дело в том, что территория Академгородка принадлежит по договору бессрочной аренды Сибирскому отделению Академии наук Российской Федерации, – вносит ясность заместитель директора Института физиологии и биохимии растений кандидат биологических наук Татьяна Пензина. – С 60-х годов Академгородок используется как экспериментальная площадка для высадки необычных для этой местности видов деревьев. В данном случае под угрозой вырубки оказались экземпляры многолетних елей и несколько кустов сирени, представляющих меньшую ценность». По словам Татьяны Александровны, тепловики с пониманием отнеслись к ситуации и, несмотря на объективную необходимость вырубки деревьев и кустарников в целях обеспечения условий для ремонта подземных коммуникаций и полную правомерность своих действий, старались по возможности сохранить хотя бы часть редких насаждений. «Мы искали совместные пути решения, согласовывали судьбу каждого дерева, – рассказывает Татьяна Пензина. – Несколько деревьев удалось сохранить путём их пересадки в собственный питомник». Там, где это было возможно, использовали различные современные методы прокладки трубы, например, действовали проколом, не нарушая корневую систему. «К сожалению, несколько деревьев всё же сохранить не удалось – были вырублены ели, которые росли на коллекторах. Ели в этом возрасте пересадку переносят очень плохо, а затраты по их сохранению будут превышать стоимость самих деревьев, – говорит Татьяна Александровна. – Наш институт, как организатор экспериментального озеленения Иркутска, безусловно, восстановит растительность на данном участке и, взяв на вооружение все законы и строительные нормы, сделает это без нарушений».
Возникшая ситуация в Академгородке – не единичный случай в Иркутске. Подобная участь постигла и берёзы в парке по улице Байкальской, где пришлось вырубить целую аллею деревьев. Сейчас высаженные на месте вырубленных молодые саженцы уже окрепли и радуют взгляд отдыхающих жителей района. Но печальный опыт повторяется в других местах города. Не так давно в скверике около драматического театра не удалось сохранить живую изгородь из кустарника, также высаженную на месте прохождения теплотрассы. Иркутск, вне сомнения, достоин быть красивейшим городом региона и, кроме архитектурного и культурного наследия, гордиться видом ухоженных зелёных насаждений. Но чтобы в будущем они не превращались в яблоко раздора, возможно, главному дендрологу стоит задуматься, насколько рациональны мероприятия по такому «озеленению», если в скором будущем неминуема гибель растений.