Воздух вместо бензина
Автомобиль будущего может появиться в России. Машина, которая работает одновременно на топливе и воздухе. Аналог этой чудо-машины построен пока только в «пилотном» варианте в США. Изобретатели уникальной российской технологии, рекомендованной Всемирной организацией интеллектуальной собственности к получению патента, живут в Иркутске. О том, как машина может «питаться» встречным потоком воздуха и каким он видит транспорт будущего, рассказал главный конструктор ЗАО «Аэроэнерготех» Юрий Криулин.
«Работать в инновационном бизнесе очень интересно, – начал Юрий Криулин. – Но сложно». В бизнесе он почти два десятка лет и за это время стал немного философом. А по-другому нельзя. Он хорошо помнит начало 90-х, когда Академия наук СССР впервые выдвинула лозунг о разделении фундаментальной и прикладной науки. Юрий Криулин был одним из «пионеров» коммерческой науки. В 1991-м он приехал в подмосковный Жуковский, в Центральный аэрогидродинамический институт. Намечался совместный проект иркутян с ЦАГИ. Он ехал на машине по Москве, в голове крутилась радостная мысль: «Предварительное соглашение есть, будем работать над энергетическими установками на транспорте». Вдруг у метро он заметил: люди толпятся, какой-то ажиотаж. Пришёл в номер, включил телевизор – всё понял: путч, ГКЧП. «Нас на несколько лет откинуло от нормальной деятельности», – вспоминает учёный. А потом были 1995 и 1996 годы, когда Юрий Криулин, как и все жители России, был миллионером. Рублёвым. Зарплаты тогда не хватало даже на оплату квартиры. Но он работал и к 1997 году «поднялся», посыпались предложения от зарубежных партнёров. Август 1998 года, дефолт. Партнёры исчезли. Ещё через 10 лет, в 2008 году, ЗАО «Аэроэнерготех» получает престижное предложение – войти в число нескольких иркутских фирм, которые поедут на Российскую венчурную ярмарку. И вот когда маячил договор с инвесторами, грянул кризис. Инвесторы исчезли. «Сейчас нужно молить бога и Медведева, чтобы они могли удержать экономику без дефолтов», – смеётся Юрий Криулин.
Нужно быть «оторванным на голову», чтобы заниматься инновациями в России. Его коллектив – четыре человека, ещё шесть–восемь привлекаются по мере надобности. Они занимаются «аэродинамическими энергосберегающими технологиями». Проще говоря, учёные предлагают использовать воздух, чтобы экономить на топливе. Как? Легче всего это показать на примере того самого автомобиля будущего.
«Мы пошли по очень простому пути, – говорит Юрий Криулин. – Во время движения автомобиль обтекается встречным воздушным потоком, который фактически не используется. Если установить компактную ветроэнергостанцию, которая начинает работать на определённых режимах движения автомобиля, можно экономить на топливе. К примеру, при движении вниз с горы, когда топливо расходуется на торможение. Мы взяли за основу известные в мире гибридные установки – двигатель внутреннего сгорания и электрогенератор. Если гибридные авто тормозят электрогенератором, то наш автомобиль – аэродинамической конструкцией. Во время движения ветроэнергостанция вырабатывает электроэнергию, которая поступает на электродвигатели колёс, потребление топлива в итоге сокращается на 25–30%. Электромобили с нашей установкой могут увеличить дальность движения без дозаправки в 1,5–2 раза. Без увеличения ёмкости аккумуляторных батарей. Это мы экспериментально проверили на небольших лабораторных установках. Стоимость транспортного средства возрастает, скажем, на 30 тысяч рублей, а окупается за год. Если посчитать по расходу топлива. Добавлю, что установка может использоваться и на электротранспорте. В троллейбусах, поездах. Там эффективность возрастает до 40–45%».
Всё это выглядело бы крайне фантастическим, если бы тем же самым не занимались, к примеру, в США. В декабре 2009 года американская корпорация EarthSure Renewable Energy из Нью-Джерси презентовала свой новый автомобиль AirRay. Он назывался не иначе, как «автомобиль будущего» и «прорывное изобретение». Эта машина движется за счёт турбин, преобразующих встречный воздушный поток в электроэнергию. И это через полтора года после того, как иркутские учёные рассказали о своей технологии на Российской венчурной ярмарке в Санкт-Петербурге. «Их технология как две капли воды повторяет нашу, – уверен Юрий Криулин. – Но у нас пока нет натурных экспериментов».
Два года назад Криулин с товарищами подал заявку во Всемирную организацию интеллектуальной собственности (Женева). «Сейчас мы уже получили положительное решение от Евразийского патентного ведомства о выдаче патента на эту разработку», – сказал Юрий Криулин. Главное сегодня – найти стратегического партнёра, поскольку на первоначальный этап нужно около 300–500 тысяч долларов инвестиций. Самое смешное, что как раз в России таких инвесторов найти Криулин и не может. Когда 15–20 лет назад они начинали в этом бизнесе, были деньги. А вот поддержки властей не было. Сейчас местная власть в лице управления по стратегическому развитию и инновационной политике Иркутска всячески готова помогать. Но денег нет! В России вообще, похоже, автомобили будущего мало кому интересны. «Когда мы были в Санкт-Петербурге на венчурной ярмарке, нами в основном интересовались зарубежные фирмы», – говорит Криулин.
И патент он решил оформлять в Европе, а не в России. Причина проста – там под патент, под эту «нематериальную собственность», дают банковский кредит. У нас – нет. Даже несмотря на то, что Всемирная организация интеллектуальной собственности оценила разработку автомобиля будущего в сумму от 100 млн. евро. Для сравнения: за три года проекта авторы на него потратили 6 млн. рублей. «Если бы в России нематериальные активы обеспечивались кредитом, мы могли бы даже под одну десятую от этой суммы взять заём, – говорит Криулин. – Ну миллиона два дайте, мы начнём развиваться и работать! И никакое Сколково не нужно. Мы стоять и ждать не можем. Разработки – это крайне скоропортящийся продукт. Сегодня мы придумали, завтра – другие. Поэтому нам нужен стратегический партнёр, в идеале это должен быть автозавод. Мы готовы работать с инвестором под залог интеллектуальной собственности. Наши разработки намного лучше, чем зарубежные. И мы упёртые, всё равно будем двигаться». Движение это может закончиться очень просто. Как только Криулин получит евразийский патент, сразу появятся европейские покупатели. И кто знает, может быть, автомобиль будущего будет ездить по России. Растаможенный и с английскими лейблами. Это так по-русски – покупать у чужих свои изобретения.
На самом деле автомобиль, движущийся за счёт встречного потока воздуха, – это только вершина айсберга инновационных технологий в мировом автомобилестроении. Автомобили могут приносить газеты, интегрироваться в единое целое с хозяином, брать из воздуха загрязняющие вещества и перерабатывать их в топливо, менять за счёт магнитных полей форму кузова, ездить на сжиженном воздухе и видеть на три километра вперёд.
Компания «Тойота» недавно представила автомобиль Toyota Biomobile MECHA, который способен использовать в качестве топлива загрязняющие вещества из воздуха. Нанолазерные колёса позволяют ему передвигаться и горизонтально, и вертикально. «Фольксваген» в противовес «Тойоте» выпустил модель Volkswagen SlipStream, которая работает исключительно на солнечной энергии. Компания «Ниссан» разработала пилотную модель автомобиля, способного по заранее заданной программе отвозить утром детей в школу. «Мерседес» занялся микротехнологиями и полностью посвятил себя внешнему дизайну автомобиля. Теперь нажатием кнопки брелока возможно изменить внешний вид кузова за счёт движения микроскопических частиц, управляемых магнитными полями. Одна из моделей «Мазды» способна «интегрировать» водителя в систему автомобиля, делая их не отделимыми друг от друга. «Дженерал Моторс» изобрела автомобиль ANT, который может видеть на три километра вперёд и самостоятельно держать связь с другими авто.
Если же говорить об источниках энергии, то детище «Ауди» Audi Virtuea Quattro работает на водородном топливе, автомобиль, изобретённый во Франции, – полностью на сжатом воздухе. В Австралии уже организованы традиционные гонки на машинах с солнечными батареями. В Бельгии используются «гигробусы», которые способны накапливать кинетическую энергию за счёт специального маховика. Отечественные автомобили в «пилотных» вариантах переводят на сжиженный природный газ и диметилэфир. Два года назад в Дании был построен автомобиль на ветряном двигателе, лопасти, напоминающие мельницу, установили на крыше авто. При сильном ветре можно выработать до 10 кВт, что хватит на движение небольшой машины. Когда же ветра не будет, машину спасут мощные аккумуляторы. Это уже не гибридная, а чистая «ветряная» технология. Автокорпорации обещают: на всём этом мы будем ездить уже через 50 лет. Как раз к тому моменту, когда российский инновационный рынок, вероятно, выберется из детских штанишек.