Сергей Бабкин: «Мы решили перейти на доверительные отношения с потребителями»
Реформа электроэнергетики, предусматривающая переход отрасли на рыночные условия, потребовала радикальных изменений в работе энергокомпаний. Одним из главных нововведений было обязательное их разделение на предприятия по производству и сбыту электроэнергии, а также по обслуживанию электрических сетей. Поэтому в 2008 году из фирмы «Энергосбыт» ОАО «Иркутскэнерго» была выделена самостоятельная сбытовая структура ООО «Иркутская энергосбытовая компания». И уже два года она выполняет важную роль, поставляя электрическую и тепловую энергию в виде воды и пара всем категориям потребителей. О трудностях взаимодействия с ними в условиях рыночной экономики «Сибирскому энергетику» рассказал директор Иркутской энергосбытовой компании Сергей Бабкин.
– Сергей Иванович, о вас пишут не так часто, так что фактов о вас известно немного. Поэтому первый вопрос вполне предсказуемый: сколько лет вы уже в энергетике, в каких сферах и на каких предприятиях работали до Иркутской энергосбытовой компании?
– В 1979 году закончил Иркутский политехнический институт по специальности «инженер-теплоэнергетик» и с этого момента работаю в «Иркутскэнерго». По традиционной для того времени схеме подготовки кадров первая работа была в качестве дежурного слесаря котельного цеха Усть-Илимской ТЭЦ. Дослужился до поста начальника ПТО (производственно-технического отдела. – «СЭ»). Это был замечательный период становления новой станции, строительства, налаживания взаимоотношений с монтажниками, с заводами-изготовителями, с институтами-наладчиками. На станции подобрался очень дружный коллектив, были заложены прекрасные традиции, и я считаю, что мне повезло в жизни, я получил хорошую школу. В 1987 году предложили переехать в Саянск, приступить к обязанностям заместителя главного инженера Ново-Зиминской ТЭЦ. Это не менее интересный период в моей жизни. В это время Ново-Зиминская ТЭЦ перешла в «Иркутскэнерго» от «Саянскхимпласта», станция требовала большого внимания квалифицированных специалистов. Для меня открылась возможность реализовать тот опыт, который был получен на Усть-Илимской ТЭЦ. Позднее стал директором этой станции и поставил перед коллективом задачу поднять культуру производства на более высокий уровень. Многое из задуманного удалось реализовать. Надеюсь, что и сейчас эти наработки эффективно действуют. А в 1999 году перешёл на должность заместителя генерального директора по капитальному строительству «Иркутскэнерго». Позднее название сменилось на дирекцию по ремонту и капитальному строительству, то есть к моей работе добавилось ещё одно направление. С 2007 года возглавляю Иркутскую энергосбытовую компанию.
– Как руководителя крупной сбытовой структуры, вас наверняка волнуют проблемы задолженности потребителей за энергоресурсы. Как вы взаимодействуете с должниками, какие меры предпринимаете для сокращения задолженности? Насколько они эффективны?
– Проблема долга в нашей работе стоит достаточно остро. К началу июля задолженность составила 3,827 млрд. рублей. Долг за тепло достиг 2,527 млрд. рублей, за электроэнергию – 1,3 млрд. рублей. До недавнего времени основными способами борьбы с неплательщиками были судебные разбирательства и отключения должников. К моему огромному сожалению, это одна из самых действенных мер. Но в начале отопительного сезона 2009-2010 годов мы приняли решение перейти на более доверительные отношения с потребителями и отказаться от такого метода, как отключение тепла или электроэнергии.
– Расскажите подробнее про судебные разбирательства с должниками. Насколько эффективен этот метод взыскания долгов?
– Количество судебных исков по сравнению с предыдущим сезоном увеличилось втрое. Мы выигрываем все процессы, связанные с задолженностью. Но вы понимаете, что восприятие энергосбытовой компании «Иркутскэнерго» как организации, способной бесконечно давать в долг, неверно. Мы не аккумулируем деньги – мы их собираем для того, чтобы использовать на приобретение топлива, на проведение ремонтной кампании «Иркутскэнерго», на оплату электрической энергии на оптовом рынке. И наши потребители должны понимать, что если у них есть возможность апеллировать к нам, говорить, что им сложно заплатить, то у нас такой возможности на оптовом рынке нет. Своевременная оплата – это задача не только энергосбыта, это в первую голову элемент самосохранения и защиты самих потребителей.
– В последнее время по области прокатилась волна протестов в отношении повышения платы за коммунальные услуги, а также нормативов их потребления. Если смотреть расчёты специалистов, то нормативы вполне обоснованны. Вы можете сказать, насколько реальное потребление соответствует этим нормативам?
– Думаю, никому не надо доказывать, что коммерческий учёт первостепенен: каждый человек должен понимать, сколько он потребляет и как его действия влияют на энергопотребление. Для этого необходим учёт. Население хочет платить ровно за тот объём энергии, который оно потребляет. Если исходить из нашего опыта, то приборы показывают, что основная масса домов потребляет близкий к нормативу расход. Да, существуют эффективные дома, для которых норматив завышен, но их доля незначительна. Но есть и такие дома, где норматив слишком мал.
– Какие существуют приёмы, помогающие экономить энергию на бытовом уровне?
– Нельзя рассматривать установку приборов учёта как единственно возможный способ энергосбережения. Есть масса способов, как затратных, так и ничего не стоящих, таких элементарных, как вовремя выключать свет, не поддерживать избыточную температуру в доме, использовать посуду, совпадающую по диаметру с поверхностью конфорки, и многое-многое другое. Я уже не говорю об утеплении контура зданий. Мы проводим разъяснительную работу по этой теме. Например, в Сервисном центре ИЭСБК в Иркутске 8 июля мы провели семинар для садоводов – председателей товариществ и председателей гаражных кооперативов, давали им информацию о том, какие способы экономии электроэнергии они могут применять. Я думаю, что этот опыт позволит в будущем расширить круг лекций по этим направлениям. Кстати, вчера мы договорились с мэрией Ангарска о том, чтобы провести на базе местного отделения Иркутской энергосбытовой компании лекцию для управляющих компаний, где мы расскажем, каким образом можно экономить энергоресурсы.
– 2010 год в России и в Иркутской области явно проходит под знаком энергосбережения – сейчас у нас разрабатывается региональная программа энергосбережения. Привлекаются ли к этой работе специалисты ИЭСБК?
– Мы этим активно занимаемся много лет на всех уровнях. В региональных и местных органах власти созданы комиссии с участием начальников отделений нашей компании, которые сейчас отвечают в том числе и за разработку и реализацию программ энергосбережения. В областной программе участвую я и мои заместители. Мы направили мэрам всех городов и руководителям управляющих компаний письма-предложения по оснащению жилых домов приборами учёта и списком мероприятий, влияющих на энергосбережение. Чтобы читатели понимали объём предстоящей работы, надо сказать, что на территории Иркутской области в зоне обслуживания ИЭСБК необходимо установить 5,5 тысячи приборов учёта тепловой энергии и 60 тысяч приборов учёта электрической энергии.
– Насколько оправданны опасения резкого скачка стоимости электроэнергии с нового года?
– Как вы знаете, с 1 июля 2010 года доля покупки электроэнергии по регулируемым тарифам для юридических лиц снизилась до 20%, а 80% мы сегодня покупаем по нерегулируемым ценам на оптовом рынке. С 1 января 2011 года либерализация цен для юридических лиц составит 100%. Рост будет в тех же пределах, в каких ежегодно растут тарифы. Замечу, что мы говорим о низком уровне напряжения. Для населения резкого скачка в 2011 году не произойдёт. Для него сохранится регулируемая цена, которую устанавливает Федеральная служба по тарифам.
– Но в 2014 году будет полная либерализация цен на электроэнергию, в том числе и для населения. Не вызовет ли она скачок цен?
– Либерализация только планируется с 2014 года. Что-то определённое прогнозировать сейчас очень сложно. Я остаюсь оптимистом и стараюсь не торопить события. Уверен, что задачи надо решать по мере их поступления.