издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Творческий кризис

Спрос на специалистов творческих специальностей – одних из самых модных в иркутских вузах – в действительности невелик, признают в кадровых агентствах города. Резюме «креативщиков» остаются долгое время невостребованными. А для более-менее популярных флористов и дизайнеров у рекрутёров находится не больше десятка вакансий в год. Логика работодателей проста: при оптимизации расходов многие из них не видят смысла тратиться на «творческие излишества». В почёте у нанимателей креатив, который приносит чистую выгоду. К примеру, оформитель воздушными шарами, изготовитель эксклюзивных чёток и даже порноактриса.

Общероссийский рейтинг самых востребованных творческих профессий возглавляют веб-дизайнеры. Согласно исследованию агентства «РБК.Рейтинг» и поисковой системы «Улов-Умов», на job-сайтах нашлось 643 вакансии по этой специальности,  а средняя зарплата веб-дизайнеров составила 28 тыс. рублей. В тройке лидеров оказались ведущие-артисты и модели с результатом 622 и 485 вакансий соответственно. Причём если модели предлагают зарплату не меньше, чем у веб-дизайнера, то ведущему – всего 17 тыс. рублей. В список самых востребованных творческих профессий также вошли флорист (21 тыс. рублей), художник (26 тыс.), танцор (32 тыс.), дизайнер интерьеров (30 тыс.), парикмахер-стилист (31 тыс.). Журналисты и фотографы тоже оказались в рейтинге – их зарплата в среднем по России равна 26 тыс. рублей, у видеооператоров – 25 тыс. рублей. А вот музыканты, певцы, актёры и хореографы, судя по списку, получают на 5–6 тыс. рублей меньше. Самыми высокооплачиваемыми из 22 специальностей признаны режиссёры, колористы, визажисты и архитекторы-дизайнеры (последним предлагают зарплату в 38 тыс. рублей). Впрочем, на этих специальностях хоть и платят неплохо, но они далеко не самые востребованные (по каждой не более сотни вакансий). 

Составить подобный рейтинг в Иркутске практически невозможно, заявляют в кадровых агентствах города. «Артистов-баянистов» работодатели практически не заказывают. За пять лет работы только однажды попросили найти двух музыкантов, – рассказала руководитель кадрового агентства «Перспектива» Ирина Бабич. – Более-менее регулярно просят найти дизайнеров, но владеющих навыками менеджмента. Такое специфическое совмещение. А вот просто художники-оформители могут оставаться в базе данных долгое время». По словам Бабич, фирмы по организации праздников уже давно не ищут просто тамаду – им нужен, скорее, грамотный администратор торжества. «Действительно, если ищут дизайнера, то зачастую в мебельную фирму. Чтобы в итоге выгодно продать товар, – отметила директор кадрового агентства «Профессионал» Марина Рожанская. –  Встречаются и вакансии флористов: пять-шесть в год. Но несмотря на то, что рынок труда начал расти с марта этого года, у нас до сих пор не было подобных предложений». 

Спрос работодателей на более практичных креативщиков прослеживается и на иркутских интернет-ресурсах. Среди вакансий в разделе «Другие сферы деятельности» (а именно там обычно размещаются предложения по творческим специальностям) нашлось несколько дизайнеров, верстальщиков и реставраторов. Из штучных вариантов – «оформитель воздушными шарами с опытом работы»,  «изготовитель эксклюзивных чёток», «мастер-татуировщик» и даже «порноактриса, модель xxx». Несколько работодателей искали «поставщиков впечатлений» (продавцов для интернет-магазина подарков) и  арт-директора.   

Творческая работа в традиционном понимании предлагалась только музыкальным коллективам, танцовщицам, журналистам и фотокорреспондентам. «Однажды через наше агентство журналистов и видеооператоров пригласили на съёмки социальной рекламы. Но это единичные случаи, – уверена Ирина Бабич. – Нарасхват у работодателя сейчас только «продажники»: торговые представители, менеджеры по продажам, продавцы-консультанты. Людям с творческой профессией найти работу гораздо сложнее: предложение в данном случае существенно выше спроса. Студентам, которые обучаются на таких специальностях, следует заранее думать о трудоустройстве». И о зарплате. По словам Марины Рожанской, хорошо, если для творческих работников предусмотрен  фиксированный оклад. Минимальный, который может быть интересен соискателям, это 10–12 тыс. рублей. А дальше всё зависит от объёма работы. В среднем у иркутского дизайнера или флориста заработок 18 тыс. рублей. 

Слабый интерес к творческим специалистам во многом объясняется стремлением работодателей оптимизировать свои расходы, в частности, на маркетинг,  PR, рекламу – сферы, где традиционно востребованы такие профессии, уверена директор офиса «Анкор» Наталья Зарубина. По её словам, за последние два года популярность приобрели в основном опытные менеджеры по продажам, антикризисные управленцы. «Но даже в стабильной экономической ситуации люди творческих специальностей редко находят работу через кадровые агентства. Они трудоустраиваются, как правило, по рекомендациям, успешным проектам, интересным портфолио», – предположила Наталья Зарубина. Стабильный заработок в творческом сегменте во многом зависит от навыков самопиара, резюмируют кадровики.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры