Возвращение к норме
Партии власти ещё предстоит усвоить приёмы, давно разученные оппозицией
История эта по-прежнему остаётся отчасти загадкой: кто же оказался столь убедителен, что мэр принял решение, которого от него уже и ждать перестали? Версий, если вдуматься, всего три: губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев, исполняющий обязанности секретаря политсовета регионального отделения «Единой России» Александр Битаров и кто-то нам неизвестный в Москве. Губернатор на минувшей неделе действительно встречался с мэром – обсуждали ход подготовки к 350-летию Иркутска в целом и реконструкцию 130-го квартала в частности, но на встрече присутствовали министры областного правительства и чиновники городской администрации. Да и странно было бы, если бы беспартийный губернатор вдруг стал предлагать беспартийному мэру вступить в партию, даже если именно эту партию он называет своей опорой в Законодательном Собрании и муниципалитетах.
Вторая версия, весьма лестная для Александра Битарова (только возглавил региональное отделение – и сразу такая победа), была опровергнута им самим. Отвечая на вопросы журналистов сразу после завершения третьей части VII конференции регионального отделения «ЕР», Битаров признал, что разговаривал с мэром, обсуждал городские проблемы и предлагал вступить в партию – но ожидал, что это случится позже. Зато теперь, убедившись, что переход популярного в народе мэра из оппозиции в ряды сторонников партии возможен, Битаров с полной верой в свои силы заявляет, что будет предлагать вступить в партию и мэру Братска Александру Серову, и мэру Усть-Илимска Владимиру Ташкинову.
Секретарь политсовета, неоднократно повторивший слова «будем говорить откровенно», сказал больше, чем можно было рассчитывать: с одной стороны, новоиспечённым мэрам нужна политическая и кадровая поддержка партии; с другой – партии нужны популярные люди для поднятия собственного рейтинга перед октябрьскими выборами в муниципалитетах. Положение в региональном отделении в канун этих выборов достаточно серьёзное: по словам Александра Битарова, партийное руководство планирует пойти на беспрецедентный шаг и не станет выдвигать собственных кандидатов во всех муниципальных образованиях. Причина очевидна – нет полной уверенности, что кандидаты партии победят. Особую тревогу у Александра Битарова вызывает Ангарск, где партия власти никак не может переломить ситуацию в свою пользу.
«Московская версия» снова дробится на три одинаково вероятные линии: очень убедительным оказался кто-то в администрации президента, кто-то в правительстве и кто-то из высшего руководства партии. Самое важное в ней заключается в том, что, если она правильная, значит, уговоры на уровне областного правительства и регионального отделения «ЕР» сыграли не самую главную роль. Если верить заявлению, распространённому пресс-службой администрации Иркутска, город дополнительно получит на подготовку к юбилею 5 млрд. рублей. Почему-то все комментаторы связывают два события – вступление мэра в движение сторонников «Единой России» и выделение средств – в единую цепочку. Между тем официального подтверждения из других источников никто не предъявлял, да и выглядело бы это странно.
В первую очередь возмутиться такому толкованию событий следовало члену Совета Федерации и экс-мэру Иркутска Владимиру Якубовскому. Уж кто-кто, а он потратил много времени и сил, убеждая областные и федеральные власти, исполнительные, законодательные и партийные органы, но так и не добился никаких существенных преференций для подготовки к юбилею – и если бы не выдающиеся усилия Дмитрия Мезенцева, непонятно, как бы сейчас обстояли дела. Во-вторых, подтверждение взаимосвязи между поступком Виктора Кондрашова и выделением дополнительных средств Иркутску не выгодно самой «Единой России». Многочисленные форумные острословы, сделав собственные выводы из череды событий, уже советуют жителям Ангарска и других городов голосовать на предстоящих выборах за кого угодно, кроме членов «ЕР», чтобы впоследствии мэр, вступив в партию власти, мог выторговать для города хоть что-нибудь.
Взгляд этот, конечно, очень циничный, но отчасти верный. Комментируя решение Виктора Кондрашова, Александр Битаров заявил, что партия власти может оказать мэру и лоббистскую, и кадровую поддержку. Секретарь политсовета не обратил внимание на противоречие, содержащееся в двух его высказываниях: с одной стороны, партия не уверена в своей победе в муниципалитетах, с другой – планирует помогать из-
бранным мэрам. Возникает вопрос: а из каких ресурсов, если в городах и посёлках одни и те же люди вот уж добрые два десятка лет пересаживаются из кресла в кресло, меняя мандат депутата на удостоверение мэра и обратно? Не лучше обстоят дела и с рядовыми работниками. Депутат Законодательного Собрания и член политсовета регионального отделения «ЕР» Борис Алексеев, выступая на той же партконференции, заявил, что партийная организация, выполняя решение Генерального совета партии, будет активнее работать в Интернете, на улицах, выдвигать молодёжь и полемистов, способных побеждать в дискуссиях с оппозиционерами. Хотеть можно многого, главное – суметь выполнить обещание.
Борис Алексеев привёл пример того, как работает оппозиция. 16 июня в Законодательном Собрании был проведён «круглый стол» о новом законе о бюджетных организациях. Уже через день или два в газетах самых отдалённых районов области появились публикации, преподносящие в выгодном свете версию оппозиции, представленную депутатом Законодательного Собрания от КПРФ Евгением Рульковым. Борис Алексеев мог сколько угодно возмущаться, но нельзя отрицать того, что коммунист поступил тактически очень грамотно: он выступил последним, помня, видимо, слова разведчика Штирлица – Исаева о том, что из всего разговора запоминается последняя фраза. Приём нехитрый, но он сработал, а членам «ЕР» предстоит усвоить ещё много других приёмов и фокусов, давно разученных оппозицией.
Главным же козырем оппозиции может стать широта мнений, объединённых под этим расплывчатым и ничего не объясняющим по сути термином. Александр Битаров как о большом достижении говорил об определённой свободе высказываний, дарованной региональному отделению после серии поражений в Иркутске, Усть-Илимске, Братске и Усолье-Сибирском. Иркутские единороссы могут теперь более свободно рассуждать о проблемах в экономике области, о трудностях с перепрофилированием БЦБК – однако там, где партии только предстоит осваиваться, оппозиция уже сформировала и значительный объём текстов (разной степени достоверности и выразительности), и определённое общественное мнение. Сказать новое слово, сочетающее в себе признание проблемы, конструктивную критику проводимой политики, и не повторить при этом слова самых умеренных оппозиционеров – задача крайне непростая.
Впрочем, для начала партии власти стоит подумать хотя бы об элементарном: быть внимательнее и уважительнее к журналистам. Общественные слушания о внесении поправок в устав Ангарского муниципального образования, состоявшиеся 1 июля, партия власти проиграла по очкам ещё до начала мероприятия, заставив журналистов городских СМИ проталкиваться в тесный зал на общих основаниях (хотя можно было провести через множество запасных выходов и заранее), а потом стоять полтора часа на ногах или моститься, кто как сможет, на ступеньках сцены. Принимая законы, регламентирующие работу электронных СМИ по освещению деятельности политических партий, и замахиваясь на распространение принципа равного освещения и на печатные издания, «Единая Россия» не только отстаёт от времени (про Интернет говорить не начинали, да и бесполезно), но и игнорирует принцип, сформулированный Оскаром Уайльдом 120 лет назад: «Журналистика есть организованное злословие». С тех пор прошло много времени, однако принцип этот верен и здравомыслящий человек – и уж тем более здравомыслящий политик – должен три раза подумать, прежде чем давать журналистам повод для злословия.
Пока же партия власти декларирует одно, а делает прямо противоположное. Поспешность, с которой официальный сайт «Единой России» опубликовал информацию о решении Виктора Кондрашова, сыграла на руку многочисленным критикам этого решения, так что даже Александр Битаров вынужден был признать: вступив в ряды сторонников «Единой России», мэр дал повод критиковать не только себя, но и партию и руководство регионального отделения. Виктор Кондрашов вернётся в город, где общественное мнение уже подготовлено – причём людьми, которые не одобряют ни этот поступок, ни партию в целом и, что самое важное, сомневаются в самой возможности получения дополнительных средств под имя мэра и гарантии городской администрации. Совсем иначе сложилась бы ситуация, если бы мэр мог всё сделать сразу – объявить о сделанном политическом выборе, рассказать о его последствиях и объяснить причины. Увы, всё произошло так, как все мы знаем, и общественное мнение в очередной раз придётся исправлять, когда можно было сформировать.