Заслуженный шанс
Иркутск к своему 350-летию должен реализовать максимально возможное количество проектов
В Кремле состоялось заседание оргкомитета по подготовке к празднованию 350-летия основания Иркутска под руководством главы администрации президента России Сергея Нарышкина. Кроме профильных министров российского правительства, в совещании принимали участие губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев и мэр Иркутска Виктор Кондрашов. В Кремле обсуждались последние штрихи к плану подготовки юбилея города.
Руководство региона рассматривает юбилей Иркутска как фактор сплочения людей. Сплочение нам сегодня необходимо, как никогда. На том же совещании много слов было сказано об упущенных возможностях.
– Я хочу подчеркнуть, что Иркутск запросил в четыре с лишним раза меньше денег – условные цифры – на одного проживающего в городе, чем даже наши коллеги в Пензе, – заметил Дмитрий Мезенцев. – Я уже не говорю о других городах, которые имеют более громкие даты, в том числе Ярославль на своё тысячелетие.
– Почему такая разница? Вы слишком скромны оказались или причина в другом? – заинтересовался таким признанием Сергей Нарышкин.
– Сергей Евгеньевич, дело не только в том, что мы хотели получить медаль за скромность, – признался в ответ губернатор Иркутской области.
Просто Иркутску опять не повезло. Тогда как другие регионы начинают готовиться к юбилею лет за пять, мы вошли в активную фазу подготовки осенью ушедшего года. Раньше нам было некогда, мы активно занимались политической жизнью. А по условиям федерального центра поддержка идёт только по тем объектам, которые гарантированно вводятся ко дню юбилея или которые имеют проектно-сметную документацию. В общем, таких объектов оказалось немного.
Столько говорится о новом аэропорте в Иркутске, а его всё нет. «Мы не сумели выполнить поручение президента о строительстве нового аэропорта, потому что не можем найти инвестора, который готов с нами пойти на его строительство, – признался на совещании министр транспорта Игорь Левитин. – В связи с этим принято решение о реконструкции и приведении в нормативное состояние полосы существующего аэропорта. 70 миллионов в этом году – это проектирование, в следующем году – реконструкция». Не получилось также ввести в перечень юбилейных объектов Маратовскую развязку, предложенную регионом. Потому что при стоимости 6 млрд. регион просил на неё 200 миллионов. Даже из Москвы отлично видно, что станет эта развязка новым долгостроем. Министр регионального развития Виктор Басаргин, выслушав план, отметил, что основную сложность видит в беспрецедентных сроках реализации этого плана и освоения финансовых ресурсов.
Поэтому Дмитрию Мезенцеву пришлось сражаться за каждый объект, доказывая, что его название не станет именем нарицательным, обозначающим очередной долгострой. И, наоборот, Ледовый дворец будет именно «дворцом», а не «позорищем», как его привыкли величать иркутяне. Дмитрий Мезенцев даже выразил надежду, что при подготовке к юбилею Иркутска получит новую динамику проект особой экономической зоны туристско-рекреационного типа «Ворота Байкала».
Главным юбилейным объектом остаётся исторический 130-й квартал. В реализации проекта планируется применить принцип частно-государственного партнёрства, с тем чтобы примерно до 60% площадей ушли инвестору, а 40% потом были переданы городской мэрии. «Мы хотели попробовать реализовать принцип частно-государственного партнёрства, потому что понимаем: если один квартал мы ещё можем сделать за федеральные, областные, государственные деньги, то реконструкция всего города, а у нас сегодня 1164 деревянных дома, по этому принципу просто невозможна. Поэтому мы закладывали основы функциональной работы на годы вперёд», – объяснил Дмитрий Мезенцев.
Концепция самого квартала была неоднократно и подробно представлена иркутянам. К дискуссии привлекались федеральные чиновники. Вот и на этот раз были сказаны слова о чрезвычайной значимости проекта «как примера для всей России». Из Фонда поддержки и развития ЖКХ региону было выделено на расселение граждан, проживающих на территории исторического квартала и исторического центра города, более 3 млрд. рублей. Губернатор заявил, что в ближайшие месяцы планируется полностью завершить расселение граждан из старых и ветхих домов в новые квартиры. Активные строительные работы начнутся в конце августа.
«Решение принято в ноябре. С точки зрения строителя, это очень жёсткие рамки и сроки, – прокомментировал ход работ зампред градостроительного совета при губернаторе Юрий Перелыгин. – Это понятно для любого, кто занимается строительством и градостроительством. Параллельно идёт проектирование, процессы расселения, решаются вопросы с землёй. В том, что мы реализуем этот проект, у меня нет никаких сомнений».
Для формирования Центральной площади, проведения праздничных мероприятий планируется реконструировать Иркутский музыкальный театр. Министерство культуры поддержало строительство областной библиотеки имени Молчанова-Сибирского и реставрацию Крестовоздвиженской церкви, находящейся в непосредственной близости от квартала исторической застройки. Строители Иркутска взяли обязательство подготовить к 1 сентября следующего года здание библиотеки под крышу, чтобы к новому 2012 году завершить монтаж оборудования. В итоге библиотека должна стать одной из самых передовых за Уралом. На 2010 год Министерство культуры планирует выделить 30 миллионов, в 2011-м сумма составит порядка 400 миллионов рублей.
На берегоукрепление Ангары городу выделено 800 млн. рублей федеральных денег. «Мы считаем, что строители на эти средства не только закончат реконструкцию Нижней набережной, но также восстановят и Московские ворота, которые были утрачены в конце XIX века и которые для Иркутска важная визитная карточка. Благоустройство тоже должно быть произведено на эти деньги», – подчеркнул губернатор.
Дмитрий Мезенцев озвучил итоги переговоров архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима со Святейшим Патриархом Кириллом, визит которого в Иркутск планируется на 2 сентября будущего года. Без привлечения федеральных и областных государственных средств в городе идёт реконструкция Харлампиевского храма, построенного в 1739 году. Работы ведутся достаточно активно, и планируется, что Святейший Патриарх прибудет на освящение храма. «В рамках этого визита будем просить его посетить те храмы, которым уже более 200 лет, частичная реставрация и реконструкция которых проходит за федеральные деньги Министерства культуры, – добавил губернатор. – В частности, это и Спасский храм, где также планируется праздничная служба». По линии Министерства культуры предполагается реконструкция храмов Знамения Пресвятой Богородицы и Крестовоздвиженского. Сейчас идёт подготовка проектно-сметной документации по двум церквям, на которую выделено 10 миллионов. В следующем году на каждый из этих объектов направят по 25 млн. рублей.
Министерство спорта России поддержало строительство модульного бассейна на территории Дворца спорта «Юность». Также продолжается реконструкция усадьбы Владимира Сукачёва. В рамках подготовки к юбилею за последние годы открыт музей города, построены школа искусств, музыкальная школа, проведена реконструкция озеленения скверов на сумму 357 млн. рублей. Эти деньги уже выделены мэрией, областным правительством. Выполнена реконструкция пяти фонтанов, ряда подземных переходов. Кроме того, Министерство культуры поддержит проведение Международного музыкального фестиваля «Звёзды на Байкале», на «поддержку» выделено 3,5 миллиона. Будет проведён фестиваль народного творчества и детских любительских театров. А в следующем году пройдёт важный театральный фестиваль современной драматургии имени Вампилова, на него направят 1 млн. рублей.
Традиционно в Иркутске проводится фестиваль «Человек и природа», он также будет финансироваться Министерством культуры. «В целом, как мне кажется, к юбилею готовится хорошая программа, а самое главное – юбилей должен помочь поднять город максимально, так, чтобы историческая столица Восточной Сибири была восстановлена в том числе и по статусу, – резюмировал министр культуры Александр Авдеев. – А кто знает, может быть, и представитель президента в федеральном округе из Новосибирска переедет в Иркутск, как это было при царе, когда там сидел генерал-губернатор».
Стоит отметить, что средства распределяются очень неравномерно: в этом году из федерального бюджета поступит 40 с небольшим миллионов рублей, в следующем – один миллиард. По федеральной целевой программе развития транспортной системы финансируются мероприятия по реконструкции аэропорта в Иркутске. В этом году поступят 70 миллионов, в 2011-м планируется получить 600 млн. рублей. Ведётся строительство моста через Ангару за счёт бюджетных кредитов в объёме 411 млн. рублей.
– Сергей Евгеньевич, если мы будем поддержаны, но только не в рамках вечно клянчащих регионов, мы хотели бы просить разрешения взять кредит на 800 млн. рублей только на дороги Иркутска. Мы вчера говорили с мэром, по 400 миллионов берём ответственность между мэрией и областным правительством на себя. Это те бюджетные кредиты, которые Минтранс выделяет в этом году, не имея возможности давать, что называется, бесплатные деньги, субвенции, – обратился губернатор к Сергею Нарышкину.
– Я хочу дополнить то, что сказал уже Дмитрий Фёдорович, – откликнулся Игорь Левитин. – Мы на федеральные дороги, входящие на территорию Иркутской области, будем направлять около 2 млрд. рублей. Примерно в это же время состоится запуск дороги Чита – Хабаровск и, по сути, Иркутск будет связан дорогой с твёрдым покрытием с Хабаровском. Это создаёт для областного центра важную логистическую функцию, которую, конечно же, нужно не упустить. Про 800 миллионов – мы готовы рассмотреть это предложение. Но чтобы так не получилось, как с этой развязкой, которая была предложена регионом, Маратов-
ской. И потом, все наши программы сейчас подразумевают проектное финансирование. То есть, если не видим денег, мы не начинаем стройку. Поэтому эти 800 млн. рублей – если будет обосновано, что стройка закончится к юбилею, а не растянется потом на долгие годы, – готовы рассмотреть. И будем просить Госдуму и Совет Федерации поддержать это предложение. Но проекты должны завершить к юбилею.
– Конечно, если реализовать проект 130-го квартала, он станет украшением всего города. Но я не думаю, что это можно сделать только за счёт частных средств. Там нужны государственные деньги, – выразил сомнения многих глава госкорпорации «Ростехнологии» Сергей Чемезов.
– Конечно, это очень тонкая ткань и рубеж, который я не могу перейти, размахивая знаменем с надписью «350 лет Иркутску», – согласился Дмитрий Мезенцев. – Но в то же время и мэр, и губернатор обязаны сделать всё возможное, чтобы город получил максимальную поддержку федерального центра. В этом плане мы видим вполне товарищеское, тёплое отношение руководителей крупнейших вертикально интегрированных компаний. Наверное, мы имеем сегодня право (при том что проект разработан за свой счёт в крайние сроки) продвигать проект и сделать его более надёжным. Если там будет доля федеральных денег, прежде всего это будут вложения в инфраструктуру. Мы разговаривали с Олегом Владимировичем Дерипаской, чтобы «Иркутскэнерго» взялось за реконструкцию сетей не одного лишь квартала, 130-го, а четырёх сразу, в силу того что теплосети Иркутска находятся в концессионном договоре в «Иркутскэнерго». Здесь мы тоже просили бы дополнительную поддержку. Иркутск не только постоянно попадает за состояние инфраструктуры в поле критики самых высоких руководителей страны, но он долгие годы не получал и системной поддержки, системного внимания. И пусть времени не очень много, но сверхавторитетный состав оргкомитета для нас и гарантия, и основание, и знак того, что мы можем, что называется, получить тот шанс, на который рассчитывали, который город заслужил безусловно.
Последнее слово осталось за молчавшим до сих пор Олегом Дерипаской. Он тоже решил в некотором смысле «попросить на Иркутск». «Проблема Иркутска просто временная, – заявил Олег Дерипаска. – Развивается нефтедобыча, будет развиваться добыча газа. Сейчас просто сложилась такая ситуация, что это реально по доходам самый тяжёлый город Сибири. Но этот регион даст самый большой рост для федерального бюджета в следующие 15 лет. Хотелось бы, чтобы юбилей был не только праздником, но и дал толчок развитию, особенно в плане инфраструктуры. Всё окупится, я даже не знаю, во сколько раз с точки зрения дохода федерального бюджета».