издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Михаил Толстой: «В ЖКХ утрачен механизм стимулирования»

Михаил Толстой заведует кафедрой теплогазоснабжения, вентиляции и охраны воздушных бассейнов факультета строительства и городского хозяйства Иркутского технического университета. При этом он возглавляет научно-производственный центр «Энергосбережение ИрГТУ» и курирует направление ЖКХ в межрегиональном центре повышения квалификации при вузе. Корреспонденту «Сибэнергетика» Михаил Толстой рассказал о том, как можно сделать энергосбережение действительно выгодным и почему есть необходимость в переподготовке работников коммунальной сферы.

– Центр повышения квалификации работников строительства и жилищно-коммунального хозяйства в ИрГТУ работает с 2002 года. Что изменилось за это время?

– История переподготовки кадров в нашем университете долгая. Когда вступил в силу Жилищный кодекс, который перекроил понятия об эксплуатации зданий, их содержании, в переподготовке кадров участвовали ИрГТУ, Байкальский университет экономики и права (БГУЭП) и областная администрация. Наши специалисты рассказывали о технической стороне вопроса, БГУЭП занимался экономической тематикой, администрация приглашала иностранных специалистов для обмена опытом. Например, немцы поражались тому, как у нас была проведена приватизация жилфонда: люди получили не собственность, а пространства, ограниченные стенами, какие-то квадратные метры, которые можно завещать, продавать и так далее. Но никакой ответственности за места общего пользования, кровлю, фундамент и прилегающую территорию при этом не было. 

Потом стали возникать вопросы по содержанию многоквартирных домов, к нам начали обращаться управляющие компании, администрации муниципалитетов, собственники жилья. Но ЖКХ – это не только жилищное, но и коммунальное хозяйство. С организациями водопроводно-канализационного хозяйства, электроснабжения, теплоэнергетическими предприятиями мы тоже работаем, проводим переподготовку с точки зрения новых технологий, оборудования. Сейчас жилищная политика немного устоялась, все привыкли к закону и к собственности. 

– Каковы возможности вашего центра?

– В год повышение квалификации проходят примерно 300 человек. Обычный курс рассчитан на 10–25 слушателей. Но бывает по-разному – областная администрация проводила большое обучение по строительству и благоустройству, было порядка 120 участников. Опять же, в зависимости от количества часов, есть семинары, есть обучение, есть высшее образование, которое даёт кафедра городского строительства и хозяйства. Как раз они готовят инженеров по эксплуатации и содержанию жилых зданий. 

Когда открывалась эта специальность в ИрГТУ, всего два вуза в стране готовили специалистов по жилищно-коммунальному хозяйству. Это был Киевский институт инженеров ЖКХ и Харьковский. Два больших монстра и небольшая кафедра в МИСИ работали на весь Советский Союз. Специалисты, которые занимались правильной эксплуатацией зданий, по распределению доходили максимум до Урала. К нам ехали работать в основном «за квартиры», это был главный стимул. Конечно, эта сфера деградировала. Открытие специальности в ИрГТУ позволило занять эту нишу, и сегодня наши специалисты работают даже в областном министерстве жилищной политики. 

– Какие программы предлагает ваш центр?

– У нас разработаны разные программы. Семинарские – на 8, 16 и 24 часа. Минимум, который засчитывается как повышение квалификации, – 72 часа, но есть и на 540. Есть курсы как по содержанию и управлению домами, так и по проведению капитального ремонта в рамках федеральной программы. Это направление особенно важно для собственников. Продолжается полемика о том, готовы ли люди отдавать свои 5% за капремонт. Конечно, когда человек привык платить за квартиру 700 рублей, а выставили счёт больше чем на 2 тысячи, это ощутимо. Капремонт – затратное мероприятие. Чтобы помочь людям, и был создан Фонд содействия реформированию ЖКХ, который действует до 2012 года. Сейчас речь идёт о продлении его работы, однако фонд будет распоряжаться уже не государственными деньгами, а муниципальными или региональными. 

– С какими сложностями вы сталкиваетесь в своей работе?

– Основная трудность – образование слушателей. Оно совершенно разное. Можно сказать, что в 60% случаев уровень, с которым к нам приходят люди, недостаточен, соответственно и понимание идёт сложнее. Но в повышении квалификации нет жёсткой градации – не сдал зачёт и отчислен, здесь ситуация другая: я заплатил деньги – учи. 

Второе – это не сложность, а нормальное явление – конкуренция. Мы не одни ведём переподготовку, этим же занимается БГУЭП, представительство московского университета ГАСИС, ещё несколько образовательных учреждений, которые хотят начать. Не могу сказать, что это нам мешает, скорее, помогает расти. 

Немалую роль здесь сыграло и то, что мы стали национальным исследовательским университетом. Программы, которые мы заявили в блоке «Урбанизация, строительство и содержание городов», сыграли определённую роль в том, что мы получили этот статус. Причём работы здесь непочатый край. Особенно если говорить про теоретический подход к содержанию домов. Почему надо именно столько человек и почему именно таких специалистов? Здесь возникают вопросы вероятностного характера: когда может произойти отказ оборудования, сколько человек и материалов потребуется, чтобы устранить неполадку, и так далее. 

– Удалось ли за время работы вашего центра качественно изменить ситуацию с уровнем подготовки работников ЖКХ?

– Я думаю, что да. Но усилия в любом случае нужны, потому что этого ещё недостаточно. В связи с отменой лицензирования и переходом к саморегулированию в разных сферах, в том числе в строительстве и ЖКХ, качество работ, действительно, потерялось. 

В своё время мне пришлось работать начальником домоуправления ЖЭУ, а позже заместителем управляющего по содержанию жилищного фонда Сибирского отделения РАН. Эти службы всегда были муниципальными или государственными, поэтому качество специалистов поддерживали на должном уровне – регулярное повышение квалификации было обязательным. Когда систему отменили и сказали, что практически любой может эксплуатировать здание, различные ИП, ЧП и ООО стали организовываться по семейному принципу. Это неплохо, но не всегда оказывалось, что брат-сварщик – действительно хороший специалист. Ответственность же за выбор подрядчика переложили на жильцов. Не все собственники могут сказать, правильно ли был сделан шов, например. Конечно, им лучше увидеть какой-то документ. Поэтому в 2003 году под эгидой министерства регионального развития была создана отраслевая система добровольной сертификации – Росжилкоммунсертификация. На сегодня эта структура разрабатывает свои нормативно-методические акты, создана система органов по сертификации на местах. В их число входит и иркутский центр «Энергоэффективность». 

Отмечу, что добровольной сертификация называется не потому, что можно не получать сертификат, а потому, что можно выбрать, куда обратиться. Сертифицироваться не надо, только если дом, который вы эксплуатируете, ваш личный. Но если я предлагаю услуги, выхожу на рынок, потребитель вправе потребовать сертификат. 

Это палка о двух концах: лицензирование приводит к коррупции, полная расхлябанность – к авариям. Например, известная трагедия в «Трансвааль Парке» связана в том числе с неправильной эксплуатацией здания. 

От эксплуатации зависит очень многое. Причём дом – это не автомобиль. Если вы не будете менять масло, машина скоро покажет это поломкой, если не зальёте бензин, вообще не поедет. У дома проблема будет видна лет через 7–10. Если не сделать тамбур входной двери, происходит промерзание конструкции, но даже через год вы это не обнаружите. Увидите через 10 лет, и проблема будет уже в фундаменте. А поменять фундамент в готовом доме стоит не одну сотню тысяч рублей. У Высоцкого, помните, была строчка: «Третий месяц я бичую, беспартийный, не еврей. Я на лестницах ночую, где тепло от батарей». Так вот, отопление в подъезде предназначено на самом деле не для людей, а для создания микроклимата и содержания конструкций, чтобы они не разрушились и чтобы не тратить потом большие деньги на ремонт. Всё давно рассчитано, надо просто грамотно исполнять. Вот этому мы в том числе и учим. 

– Как трансформировались образовательные программы в связи с принятием закона об энергосбережении?

– Во-первых, этот закон стал во главе угла в содержании домов. Когда дело касается денег, когда говорят, что можно платить меньше, – это всем интересно. Но здесь есть моменты, на мой взгляд, ещё не доработанные в самом законе и последующих актах. В ЖКХ утрачен механизм стимулирования, потому что по Жилищному кодексу за все деньги, что собирает управляющая компания с жителей, она должна перед ними отчитаться. Убедить собственников собрать деньги на какие-то клапаны практически невозможно. Когда управляющая компания устанавливает энергосберегающее оборудование, она, получается, это делает за свои средства. Но, сэкономив, УК ни копейки не имеет права себе оставить, а переплаченные деньги должна вернуть собственникам. Никакого эффекта для компании нет. Мало того, есть уже прецеденты, когда компания, установив погодоведомое оборудование, рассчитываясь с жильцами по норме, решила пустить сэкономленные деньги дальше на закупку тех же клапанов или ещё чего-то. Собственники написали в прокуратуру, которая выдала решение, что это неправильно: сэкономили деньги жильцов – отдайте им. И выставили ещё большой штраф. Теперь УК должна вернуть эти миллионы, не покупая никакого оборудования, а самое главное – она потеряла стимул к энергосбережению. Думаю, что в Жилищный кодекс необходимо вводить дополнения, чтобы стимулировать эксплуатирующие организации. 

Вообще, с моей точки зрения, жилец не должен платить по прибору учёта, он должен платить за комфортные условия. Например, положено, чтобы в квартире было +20 градусов, пожалуйста, я плачу за предоставленную услугу. Сколько при этом потратили топлива, кидали его в котлы или ещё что-то – не важно. По воде, согласен, должен быть счётчик: если водой не пользуешься, зачем за неё платить? Тепло – другое по сути, потому что горячая вода должна циркулировать. А отопление – это главный стимул для энергосбережения. 

– На этом список препятствий на пути энергосбережения заканчивается?

– Другие проблемы – поверка приборов учёта, которую тоже должен кто-то делать, получение энергопаспортов объектов, проведение собраний собственников. Большой вопрос – потери тепла. Вообще пока что реализация закона оставляет желать лучшего. Ещё один документ, который все очень ждут, – об энергоаудиторах. Приказ Министерства энергетики до сих пор согласовывает Минюст. Сейчас и по этой причине энергосбережение работает с колёс. Центр «Энергоэффективность» входит в НП «Восточно-Сибирское объединение энергоаудиторов», мы ждём ещё несколько организаций в СРО именно по Иркутской области. Заходя на сайт Минэнерго, я наблюдаю, что в соседних регионах уже все СРО зарегистрировались. Как только выйдет приказ, они сразу могут начать работать. А мы будем ждать, и это чревато тем, что придут москвичи или красноярцы с более высокими расценками на свои услуги. 

– Какие есть ограничения для реализации региональной программы по энергосбережению?

– Сами мероприятия всем известны. Основные ограничения могут быть только по финансам, поскольку пока нет энергоаудита. Чтобы заложить деньги, нужно провести обследование и сказать, на каких объектах какие мероприятия нужны и сколько они будут стоить. Методика экспресс-аудита, которую мы предлагаем, как раз поможет на первых порах, потом надо будет проводить детальное обследование. Жилые дома, я сейчас не говорю о новостройках, имеют определённые серии, не так уж сильно они отличаются. Можно провести экспресс-аудит и уже понимать, что требуется для здания одного типа. То же самое касается образовательных учреждений. Аудит одной школы стоит не менее 60 тысяч рублей, а если школ у нас около тысячи, вряд ли удастся срочно найти 60 млн. в бюджете, да и необходимости в этом пока нет.

– Есть ли шанс подготовить качественную программу к 1 августа?

– Шансов очень мало. Нужны шаги Правительства РФ или Минэнерго, чтобы отодвинуть этот срок, потому что иначе мы получим дикую картину – быстро собрать информацию со всех объектов очень сложно, может получиться, что программа будет основана на цифрах, полученных неизвестно как. 

Кроме того, что касается жилфонда, конечно, нужна большая разъяснительная работа с жильцами. Думаю, всё же лучше в энергосбережении опираться на управляющие компании. Если у них будет возможность получать часть прибыли, то они сами и проведут обследования, и расскажут жильцам, в общем, будут заинтересованы в энергосбережении. 

Интервью взяла Алёна МАХНЁВА

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры