А из нашего окна только мусорка видна
На прошлой неделе в редакцию пришло письмо от читательницы «Сибирского энергетика» из Иркутска-II. Думается, проблема, о которой в нём говорится – расположение мусорных контейнеров и чистота городских дворов, – актуальна для всего Иркутска. «Сибирский энергетик» решил выяснить, кто отвечает за вывоз мусора в мегаполисе и почему использование бытовых отходов в качестве вторсырья – до сих пор лишь проект. Оказалось, что мусорная проблема гораздо серьёзнее, чем кажется на первый взгляд.
Что делать?
«Не так давно купила квартиру на ул. Куликовской. Квартира уютная, но вид из окна оставляет желать лучшего: в 20 метрах находится площадка для мусорных контейнеров, и поражает даже не столько её близость к дому, сколько размеры – 13 контейнеров сосредоточены в одном месте. Мусор, как бытовой, так и строительный, свозят сюда со всех окрестных домов и частного сектора. Хотя его вывозят и регулярно, но площадка постоянно захламлена и мусор раздувает по всей территории. Есть ли какие-то санитарные нормы по количеству мусорных баков и по их близости к жилым домам? Как жильцы могут решить эту проблему и должна ли управляющая компания пойти навстречу жильцам, или такое положение дел считается «нормой»? Мы же платим за вывоз мусора и чистоту».
Марина Фомина, жительница Иркутска-II
За ответами на вопросы, заданные в письме читательницей, «Сибирский энергетик» обратился к специалистам структур, которые отвечают за коммунальное благополучие в Иркутске.
Как рассказала Ирина Годвинская, начальник отдела природопользования и программ управления по охране окружающей среды и экологической безопасности администрации Иркутска, «мусорные» нормативы устанавливает Роспотребнадзор. По ним контейнерные площадки должны находиться на расстоянии не меньше 15 метров и не больше 100 метров от жилого дома. Правильная контейнерная площадка должна иметь бетонную подложку, стены и отделение для крупногабаритного мусора.
Если расположение контейнерной площадки не устраивает жителей, они могут обратиться в управляющую компанию, обслуживающую дом, с просьбой поменять его. Однако процесс это не быстрый, так как перенос площадки согласовывается с Роспотребнадзором. Случается, что жильцы сами, без разрешения, переносят контейнеры в удобное для них место. Оказывается, таким нелегальным способом проблему не решить – организация, которая вывозит мусор (в Иркутске этим занимаются МУП «Спецавтохозяйство», «Пётр и компания», «Чистый город», «Сибэкотранс» и другие), забирает его именно с конкретной площадки, адрес которой прописан в договоре на обслуживание. Таким образом, перенесённые контейнеры, скорее всего, просто переполнятся, а выбранное для них место превратится в стихийную свалку.
В «Сетевой компании «Иркут», которая занимается обслуживанием домов в Иркутске-II, в том числе по улице Куликовской, заявили, что к твёрдым бытовым отходам (ТБО) жителей не имеют отношения – контейнерные площадки муниципальные, за вывоз отвечает «Спецавтохозяйство». При этом представитель отметил, что по письменному заявлению от жильцов будут разбираться в ситуации, а вот был ли такой прецедент – не смог припомнить. В мэрии же уверили, что управляющая компания не может остаться равнодушной к проблеме жителей и совместно с самими гражданами и городской администрацией должна приложить усилия к её решению.
Мусор в подземелье
Бороться со специфическим ароматом мусорки и прочими неприятными последствиями жизнедеятельности горожан в мэрии решили экспериментальным путём. Этой весной в микрорайоне Солнечный начал работать специальный мусоровоз, который забирает ТБО из контейнеров системы «Молок». От привычных баков их отличают, во-первых, расположение в подземных бункерах Deep Load, во-вторых, объём, а в-третьих, экологичность. Благодаря герметичности, говорит Ирина Годвинская, отходы в «Молоках» не гниют и не издают неприятных запахов, в накопитель не могут проникнуть животные и люди, площадка выглядит эстетично. А мусора в подземный контейнер помещается в пять раз больше, чем в обычный металлический. Поэтому вывозить его можно не каждый день, а дважды или трижды в неделю, что существенно уменьшает расходы на обслуживание.
Установка первых пяти глубинных мусорных контейнеров и асфальтирование межквартального проезда между ними обошлись городскому бюджету в 3 млн. рублей. В дальнейшем ещё на 11 мусорных площадках микрорайона Солнечный планируется установить контейнеры Deep Load, они уже закуплены. Стоимость одного контейнера составляет 80 тыс. рублей, срок эксплуатации – 5 лет, а шахты под ним – 20 лет.
Однако в ответ на благие намерения городской администрации, рассказали в МУП «Спецавтохозяйство», обслуживающем прогрессивные контейнеры, жители Солнечного за короткий период (спецмашина начала работу в мае) уже трижды портили дорогостоящие мешки для сбора ТБО – поджигали, сбрасывали в бункер стройматериалы и арматуру. Один такой мешок обходится городскому бюджету в 25 тыс. рублей. Брезгливые горожане часто оставляют крышки контейнеров открытыми, чтобы лишний раз не браться за них руками. Из-за попадания воздуха мусор начинает гнить.
Несмотря на это, и в муниципальном предприятии, и в мэрии надеются, что разумная забота о собственном здоровье и чистоте своего двора всё же победит в жителях безалаберность и тягу к вандализму. Сотрудники «Спецавтохозяйства» собираются модернизировать крышки, чтобы они открывались сбоку.
Более того, городские экологи полагают, что использование глубинных контейнеров – это первый шаг к селективному сбору бытовых отходов. Пока же попытки сделать как лучше – например, установить отдельный контейнер для бумаги и картона в одном из городских дворов – оканчивались как всегда: вопреки всякой логике и предупреждающей надписи, жильцы сбрасывали туда пакеты с бытовым мусором, хотя рядом стояли обычные баки. Что уж говорить о раздельном сборе органических отходов, стекла, металла и пластика…
Селекция для отходов
Раздельный сбор ТБО позволит не только уменьшить нагрузку на экологию, но и возвратить вторичные материалы в сферу производства и потребления, а населению – заработать деньги за сдачу вторсырья, считают специалисты. Нехитрая арифметика показывает, что на сегодня из всего потока твёрдых бытовых отходов 38% от общей массы представляют потенциальный коммерческий интерес. «Здесь имеется безграничное поле деятельности для предпринимателей, – говорится в одном из экологических отчётов мэрии. – Новую экономическую нишу могут занять десятки инициативных региональных предприятий». Но – не занимают.
Не первый год идут разговоры и о необходимости городу завода по переработке мусора. Дело в том, что все твёрдые бытовые отходы Иркутска направляются на единственный полигон, расположенный на пятом километре Александровского тракта. Полигон работает с 1963 года и занимает площадь более 40 га. Ежедневно туда привозят 200–300 машин отходов, а в пики, например в апреле (время субботников), число машин увеличивается до 700. По подсчётам экспертов, на территорию Иркутского полигона ежегодно попадает более
2 млн. кубометров бытовых отходов, а максимум, который он способен принять, – около 3 млн. Только за первый квартал этого года «Спецавтохозяйство» вывезло 288,8 тыс. кубометров мусора, а за первые три месяца 2009-го – 272 тысячи.
Полигон с каждым годом становится всё сложнее эксплуатировать. «Представьте гору мусора с девятиэтажный дом, – говорит один из собеседников «СЭ». – Технология изоляции слоёв соблюдается, но никто на самом деле не знает, что происходит в теле полигона». Таких исследований никто не проводил. Между тем на полигоне бывают и выбросы метана, который можно было бы использовать «в мирных целях», и возгорания, которые нужно контролировать. Проблема с полигоном настолько очевидна, считают специалисты по экологии из администрации, что городу как никогда требуется принятие альтернативных способов управления ТБО.
Если дополнительно продумать организацию компостирования органических отходов (34% от массы ТБО), то можно сократить объёмы образования и размещения ТБО на Иркутском полигоне на две трети, тем самым значительно снизить выбросы парниковых свалочных газов и продлить срок его эксплуатации.
Утилизировать или выкинуть
Для «Спецавтохозяйства» мусор – тоже проблема. Действующая норма накопления, то есть объём ТБО, который должен выбрасывать горожанин в год, составляет 2,07 куб. м (или 204 кг). Для сравнения: норма накопления в Финляндии – 364 кг, Германии – 537 кг, США – 812 кг. Наша норма попросту устарела – рост благосостояния и уменьшение срока пользования товарами неизбежно приводит к росту отходов производства и потребления. Фактически предприятие вывозит на полигон на 10–15% больше, чем оплачивает из расчёта по норме накопления муниципалитет. Особенно много в последние годы стало полиэтилена и ПЭТ-бутылок: до 40% ТБО составляет упаковка, половина которой приходится на полимерную часть. На полигоне при традиционном захоронении такие отходы разлагаются крайне медленно – от 50 до 100 лет и занимают много места.
Однако инвестиционная программа для строительства мусороперерабатывающего завода – до сих пор всего лишь проект. По оценкам, объём инвестиций для города с населением 600–650 тыс. человек должен составлять около 30 млн. долларов, хотя «мусорный бизнес» не обязан быть таким масштабным. Опыт других стран и даже российских регионов показывает, что мусоропереработка выгодна и малым предприятиям.
Совсем недавно возможное сотрудничество по утилизации отходов обсуждали представители городской администрации и специалисты по энергосбережению из Дании. В этой стране действует 35 мини-заводов по утилизации отходов, налажена система сортировки мусора: 50% от общего объёма идёт на повторный цикл, 45% – на топливо и только 5% отходов – на захоронение. Датский опыт специалистов мэрии заинтересовал, сообщает пресс-служба, однако будет ли он адаптирован к сибирскому мусору на практике – пока неясно, ни о каких договорённостях или проектах не сообщается.