Теплоснабжение под вниманием
Решение серьёзных вопросов о развитии систем теплоснабжения Иркутска депутаты городской Думы отложили до осени. Во время парламентских каникул инвестиционные программы «Иркутскэнерго» и «Байкалэнерго» по теплу будет анализировать на соответствие муниципальному техническому заданию специальная рабочая группа, сообщает пресс-служба Думы. Особенно волнует народных избранников обоснование надбавки на коммунальные тарифы, заложенной в инвестпрограммы, и то, как она отразится на личном бюджете горожан.
Рабочую группу для обсуждения инвестиционных программ компаний «Иркутскэнерго» и «Байкалэнерго» по развитию систем теплоснабжения создадут депутаты Думы Иркутска. Такое решение, сообщает пресс-служба Думы, приняли члены комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству и транспорту. Во время депутатских каникул, которые начинаются сегодня, рабочая группа выяснит, насколько инвестпрограммы соответствуют муниципальному техническому заданию и насколько обоснованы надбавки на коммунальные тарифы, которые энергетические компании в них заложили.
В настоящее время, отмечается в инвестпрограмме «Иркутскэнерго», в городе сложилась тяжёлая ситуация с обеспечением потребителей тепловой энергией. Около 70% сетей теплоснабжения (290 км) нуждаются в замене в связи с их физическим износом. Также необходима замена морально устаревшего оборудования на источниках тепловой энергии, насосных станциях и других сооружениях.
Потребителей Свердловского, Правобережного и Октябрьского районов снабжает теплом единственный крупный теплоисточник города – Ново-Иркутская ТЭЦ. В этих условиях требование строительных норм и правил к резервированию тепловых сетей становится особенно актуальным, уверены разработчики программы.
В частности, пропускная способность тепломагистрали №2 недостаточна для подключения новых потребителей правобережной части города, увеличение диаметра невозможно по условиям несущей способности конструкций старого Ангарского моста. Более эффективным представляется создание радиально-кольцевой схемы теплоснабжения путём окончания строительства тепломагистрали №4 на участке от подкачивающей насосной станции «Лисиха» до 5-го коллектора в районе пересечения улиц Трилиссера и Карла Либкнехта.
Среди основных целей инвестпрограммы – повышение надёжности системы теплоснабжения, активизация процесса развития социальной инфраструктуры города, снятие ограничений тепловой мощности Ново-Иркутской ТЭЦ и увеличение пропускной способности системы теплоснабжения. Сумма, которая нужна для реализации всех мероприятий программы «Иркутскэнерго» на 2010–2013 годы, составляет 2,9 млрд. рублей. В том числе 1,7 млрд. – на подключение к тепловым сетям новых или реконструируемых объектов недвижимости с суммарной тепловой нагрузкой до 179,9 Гкал/час, около 1,2 млрд. – на повышение надёжности, снижение аварийности на участках тепловых сетей и повышение качества услуг. За счёт платы за подключение новых потребителей предполагается обеспечить 56% финансирования, за счёт надбавки к тарифу – 44%.
Инвестпрограмма «Байкалэнерго», куда входят 32 котельные и 361 километр тепловых сетей, менее масштабна. На неё потребуется 395 млн. рублей, из которых 15,6 млн. компания планирует получить, подключая к своим сетям новых потребителей. Оставшиеся 379,6 млн. рублей энергокомпания собирается включить в коммунальные тарифы. Дело в том, поясняется в инвестпрограмме, что существующая практика регулирования тарифов на тепло не позволяет эффективно обновлять основные производственные фонды. Предельные тарифы, установленные ФСТ, не учитывают реальный уровень изношенности теплосетей, а значит, и потребности теплоснабжающих организаций. Таким образом, размер инвестиционной составляющей тарифа на тепловую энергию искусственно ограничен предельным значением тарифа. А нынешние тарифы предусматривают затраты только на поддержание оборудования в текущем состоянии.
Как отметили депутаты, администрация рассчитывает увеличение тарифа на основе средней зарплаты в 19 тысяч рублей в семье из трёх человек (двое взрослых и ребёнок-иждивенец). В этом случае коммунальные платежи не будут превышать 22% доходов семьи. Однако многие иркутяне, в том числе пенсионеры, гораздо менее благополучны с финансовой точки зрения, и рост тарифной надбавки на 154 рубля за гигакалорию сильно скажется на их бюджете.
По мнению депутатов, в инвестпрограммах заложены чрезмерно завышенные требования к вводу жилья – миллион квадратных метров в период до 2013 года, которые также влияют на конечную сумму затрат. Главной задачей рабочей группы станет поиск оптимального решения, которое бы не вызвало взрывного роста коммунальных тарифов и социальной напряжённости.
Такое пристальное внимание к инвестпрограммам энергокомпаний, считает начальник технического отдела участка тепловых сетей Ново-Иркутской ТЭЦ Антон Логашов, позволит принять действительно взвешенное решение и избежать возможных социальных проблем в будущем. Это никак не отразится на реализации инвестпрограммы по реконструкции и модернизации систем теплоснабжения, которая финансируется из собственных средств «Иркутскэнерго» и уже работает. В то же время от вердикта депутатов зависит размер средств, которые можно будет направить на развитие и создание новых мощностей системы теплоснабжения, которые во многом определяют перспективы города в целом.