Братья по крови
Банда Стариковых. 11 жестоких убийств за три года. Среди жертв трое несовершеннолетних и одна беременная женщина. На счету Игоря и Дмитрия Стариковых. Милиции были известны приметы преступников, но задержать их долгое время не удавалось. Добычей кровавых братьев становилось всё – от машины убитого ими водителя до женского костюма или кожаной куртки. В начале своей криминальной карьеры родственники имели на вооружении всего лишь самодельную ручку-пистолет, а на момент задержания обладали внушительным арсеналом.
История банды братьев Стариковых началась в 1995 году в Ангарске. Старшему, Игорю, тогда было 27 лет, а Дмитрию – 24. В один из весенних дней во время дружеской попойки их общий приятель упомянул, что его соседка хочет поменять на рубли 100 американских долларов. Игорь предположил, что денег у девушки гораздо больше, и вскоре разработал план её похищения. Оставлять Ольгу Николаеву – так звали будущую жертву – в живых в плане предусмотрено не было. Предварительно изучив традиционный маршрут Ольги, Игорь и Дмитрий напали на неё. Оглушённую девушку затолкали в машину и повезли в лес. Когда Николаева пришла в себя, братья потребовали у неё доллары. Ольга объяснила, что денег нет и никогда не было. Тем более в иностранной валюте. Стариковы сделали вид, что поверили девушке. Ей показали тропинку, по которой она выйдет на Московский тракт. Там, объяснил Дмитрий, можно поймать машину и без труда вернуться в город.
«Тут-то их первое коварство и проявилось. Они сказали: ладно, иди. Она пошла по тропинке, Дмитрий догнал её и перерезал горло», – рассказал судья выездной сессии Иркутского областного суда Сергей Хатунцев. Тело Ольги бандиты засыпали снегом, а сами направились на квартиру убитой. Перерыли весь дом и…… действительно, ничего не нашли. Неудачу решили списать на Суркова – того самого приятеля, который во время попойки указал им на Ольгу Николаеву. Сурков во время следствия этот факт будет отрицать.
В суде Сурков пояснил, что не называл фамилию Николаевой, ошибся, мол, что это была она. За эту ошибку впоследствии сам мог поплатиться жизнью. Но обо всём по порядку.
Из следственных показаний Игоря Старикова:
«В начале 1996 года мы с братом решили вооружиться, так как с одним ножом дела не сделаешь. Я сказал Диме, что раньше видел пистолет-авторучку для стрельбы мелкокалиберными патронами, объяснил, как она выглядит. Мы привлекли нашего двоюродного брата Алексея, рабочего Ангарского электромеханического завода. Вместе подготовили чертежи, и он выточил детали двух ручек и «стаканы» для глушителей, которые навинчивались на ствол. Готовые устройства отстреляли недалеко от завода, потом стреляли в моей квартире. В охотничьем магазине приобрели 100 патронов калибра 5,6 мм».
Совсем скоро стреляющие авторучки унесут жизни семейной пары и их тринадцатилетнего сына. На семью Шелепиных братья Стариковы вышли через газету бесплатных объявлений. Супруги искали вариант обмена меньшей жилплощади на большую, предлагая денежную доплату. 12 апреля 1996 года Игорь и Дмитрий под видом клиентов вошли в дом Шелепиных. Семейная пара уже начала показывать гостям свои апартаменты, когда Дмитрий выстрелил из авторучки в голову хозяина. Раненый мужчина и его жена выдали бандитам все имевшиеся в доме деньги. Сумма оказалась смехотворной – 1300 рублей. Братья впали в бешенство.
«Они стали собирать вещи. Взяли музыкальный центр, кожаную куртку, костюм женский и так далее, на общую сумму 30050 рублей. В то время деноминированные уже были», – рассказал Сергей Хатунцев. Внезапно в комнате появился старший сын Шелепиных, 13-летний Илья. Бандиты положили ребёнка на пол лицом вниз и поочерёдно выстрелили ему в голову и в сердце. Младший сын Шелепиных, Саша, спасся чудом. В момент, когда отморозки расстреливали его родителей и брата, он покупал в магазине корм для котёнка.
Младший сын Шелепиных видел Стариковых уходящими из квартиры. Позже он описал братьев, назвал приметы, но тогда взять их не смогли, вспоминает Сергей Хатунцев.
Братья Стариковы на этом не остановились. Дмитрий Стариков рассказал на суде, что Игорь свёл его с Максимом Красновым: «Мы общались насчёт бензина. Потом познакомились с его женой Светланой, которая на тот момент ждала ребёнка. Поговорив с ней, понял, что они хотят продать квартиру. Я помог ускорить этот процесс, так как у меня были большие долги». Он также предложил им после продажи квартиры в Усолье-Сибирском обменять деньги на доллары. Стариковы пообещали продать свою машину и объединить капиталы для создания общего дела. На самом деле они собирались убить Красновых и забрать деньги.
Следуя своим замыслам, братья вместе с Красновыми поехали в Усолье-Сибирское. Неожиданно машина съехала с трассы в сторону леса. Игорь сказал, что там они с друзьями после небольшой пирушки оставили мангал. Мол, сейчас заберём его и поедем дальше. В лес за несуществующим мангалом отправились Дмитрий Стариков и Максим Краснов. Игорь и жена Максима, Светлана, остались дожидаться их в машине. Дмитрий застрелил Максима из пистолета Макарова, который они по случаю приобрели накануне. Затем вернулся к машине, вывел из неё Светлану и выстрелил ей в затылок. Тела Красновых бандиты забросали ветками, забрали золото и 30 тысяч рублей. Вечером того же дня они вернулись на это место вместе с приятелем Владиславом Мильгуновым. Тот ни о чём не догадывался, его просто попросили подвезти. Возвратившись в лес, Стариковы вместе с приятелем сожгли и закопали тела Красновых. Таким образом Мильгунов был вовлечён в семейную банду. О внезапном исчезновении супружеской пары Красновых вскоре стало известно милиции. Отрабатывалось сразу несколько версий, главная из которых – убийство – к сожалению, вскоре подтвердилась. Ангарск был взбудоражен чередой массовых, бессмысленных и в то же время необъяснимых убийств. Во всех случаях прослеживался один почерк. Следствие, однако, по-прежнему не могло выйти на след преступников. Упиваясь безнаказанностью, банда Стариковых продолжила убивать людей.
Из следственных показаний Игоря Старикова:
«Летом 1997 года мы с Димкой искали клиентов, торгующих машинами, чтобы войти к ним в доверие, убить и забрать деньги. Мы ходили по автомобильным рынкам в Иркутске и Ангарске, пока в 17-м микрорайоне не познакомились с Юрой Волиным. Я вроде бы заинтересовался его автомобилем «Тойота Камри» и попросил парня, чтобы тот оставил мне свои координаты. Он дал мне свой адрес. Мы дождались, когда он продаст машину, и стали действовать. Мильгунова посадили за руль, убедив его, что убивать Юрия не будем – просто заберем деньги, и всё. Хотя, мне кажется, Вадик должен был догадываться, что в живых мы никого не оставим».
12 августа Стариковы ворвались в квартиру Волиных. Хозяин сопротивлялся и говорил, что денег в доме нет. Тогда бандиты привели из спальни его жену, но та утверждала то же самое. В этот момент с детской площадки вернулся пятилетний сын Волиных. Юрий умолял отморозков пожалеть жену и ребёнка. Отдал им золотые украшения. В этот момент в дверь квартиры кто-то начал сильно стучать. Преступники запаниковали. Игорь отодвинул оконную решётку и прыгнул с подоконника первого этажа. В этот момент ждавший братьев в машине Мильгунов услышал хлопки выстрелов. Дмитрий Стариков расстрелял семью Волиных. Только после этого убийства оперативники получили первые свидетельские показания.
Со слов мальчика, ставшего свидетелем убийства Волиных, было получено описание машины и одна из цифр в номере. Но до самого задержания было ещё очень далеко. После убийства Волиных Стариковы и Мильгунов совершали кражи, грабежи, разбойные нападения. Они промышляли хищениями у ангарских предпринимателей.
«Не брезговали ничем, выгребали всё из гаража: обои, и вёдра, и тазики пластмассовые, которые потом сдавали на реализацию на другие точки», – вспоминает дело братьев Фёдор Чернышов, в 1995–1998 годах старший оперуполномоченный 4-го отдела ВС РУБОП.
После многочисленных краж, грабежей и разбойных нападений братьям наконец подвернулось, как им казалось, настоящее дело.
Из следственных показаний Игоря Старикова:
«В августе 1998 года наш старый приятель навёл нас на квартиру, где было много аппаратуры. Мол, вся техника ворованная и хозяин в милицию не пойдёт. Мы приехали к нему втроём и забрали телевизор, музыкальный центр, микроволновку и телефон. А через неделю к нам подъехали братки и сказали, что мы не правы. Требовали вернуть аппаратуру и заплатить им десять «кусков». Того, кто навёл нас на эту квартиру и тем самым подставил, мы решили убить.
В начале сентября мы съездили на дачу отца, взяли лопаты и неподалёку от садоводства в лесу вырыли могилу, чтобы после убийства закопать его труп. При удобном раскладе мы хотели заманить его в лес, но до нашего задержания такой случай не представился, поэтому мы его и не убили».
Очередной жертвой Стариковых должен был стать тот самый Сурков, по неточной наводке которого они совершили своё первое убийство, Ольги Николаевой. Позже Стариковы сообщат следователю, что Сурков снова их подставил, и тогда уже братья не сомневались, что с ним делать. Как вспоминает Сергей Хатунцев, обозлённые на Суркова, они в начале сентября решили его убить. Выехали в посёлок Старый Ясачный, в лесной массив Ангарского района, где заранее выкопали яму – могилу для него. Позже эту ямку следователям показал Игорь. «Там, где обнаружена была семья Красновых, когда уже останки трупов поднимали, готовилась ещё одна могилка, уже для Суркова. И в шутку они говорили между собой, что, мол, мы здесь устроим своё кладбище», – вспоминает Фёдор Чернышов.
Но осуществиться планам убийц было не суждено. Сурков постоянно где-то пропадал. Выяснить, когда он появится дома, было достаточно сложно. В это время Дмитрий Стариков узнал от своей жены, которая торговала в одном из павильонов на ангарском рынке, что её хозяйка Людмила Фокина со дня на день собирается ехать в Китай за очередной партией товара. Медлить было нельзя. Братья пришли на квартиру Фокиной. В доме, кроме самой Людмилы, находился её 17-летний сын, которого преступники связали скотчем и отвели в ванную комнату. Людмилу Фокину убили не сразу, они рассчитывали на то, что сын, услышав крики матери, выдаст им все деньги. Однако этого не произошло. И мать и сына убили. В доме Фокиных нашли только 5 тысяч рублей. Кроме денег, вынесли аппаратуру и домашние вещи. Уже у себя дома, разбирая награбленное, они обнаружили видеокамеру убитого ими юноши и стали забавляться, снимая друг друга на плёнку. Веселиться братьям оставалось недолго. Через два дня их задержали.
Задержание было проведено силами Ангарского ПДСО и уголовного розыска. Когда старшего из братьев, Игоря Старикова, везли в Иркутск, он нервничал, постоянно думая только о том, какое наказание ждёт его за совершённые убийства. Он решил не испытывать судьбу и во всём признался. Фёдору Чернышову одному из первых довелось общаться с преступниками.
– Когда его привезли в управление, он написал явку с повинной о совершённых убийствах, и сразу же мы выехали в Ангарск, потому что там находился младший – Дмитрий, – вспоминает Фёдор Чернышов. – Дмитрий, исходя из того, что Игорь начал говорить, посчитал для себя необходимым в данной ситуации роль организатора предоставить старшему брату.
Между тем перед следователями встал главный вопрос: кто руководил бандой? Из показаний свидетелей и рассказов оперативников следует, что Дмитрий обладал более подходящими для лидера качествами, нежели его старший брат. «Дмитрий – более волевой, чем Игорь, – характеризовал его следователь. – Всё-таки убить ребёнка рука поднимется не у каждого преступника. Он брал на себя эту миссию».
– В числе допрашиваемых свидетелей была сожительница Дмитрия. Она рассказывала: Дмитрий сообщил ей, что умел резать свиней, говорит, в армии резал, – вспоминает судья. – Это я к чему говорю? Когда было последнее убийство Фокиных, то характерно, слева направо в область шеи, были нанесены резаные раны ножом.
Но, несмотря на звериную жестокость младшего, Дмитрия, предводителем кровавого семейного подряда сочли Игоря Старикова. «Игорь распоряжался финансами, добытыми преступным путём, он же вёл чёрную кассу в блокноте, который мы изъяли. Шла чёткая запись, какие расходы были произведены на каждого участника банды из чёрной кассы», – привёл доводы Фёдор Чернышов.
Во время следствия подозреваемые постоянно меняли показания. Дмитрий даже выкрал из материалов дела протокол своего допроса. Всё это делалось для того, чтобы запутать и затянуть следствие. Но, несмотря на все ухищрения, уголовное дело № 33585 отправилось в суд вовремя и ни разу не вернулось на дополнительное расследование. В итоге на скамье подсудимых оказались трое – братья Стариковы и Владислав Мильгунов.
На судебных заседаниях присутствовали многочисленные родственники и друзья убитых братьями людей. Они держали в руках фотографии своих родных с траурными лентами.
«Процесс был очень тяжёлым, родственников очень много было. Конечно, просили применения смертной казни, но уже тогда у нас мораторий был. Ну вот, определили мы пожизненное заключение обоим», – сказал Сергей Хатунцев. 5 апреля 2001 года в деле братьев Стариковых была поставлена точка. Первые 5 лет из своего пожизненного заключения они отбывали в тюрьме. Остаток жизни им предстоит провести в исправительной колонии строгого режима. Третьего участника банды – Владислава Мильгунова – суд приговорил к 8 годам лишения свободы с отбыванием срока в колонии строгого режима.
Имена жертв и свидетелей изменены.
Фото из архива автора