издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Живописная история

  • Автор: Алексей СИВЕНЯ

Картинной галерее города Усть-Илимска совсем недавно исполнилось восемнадцать лет. Организована она была группой местных художников при активной поддержке первого директора галереи Натальи Волковой и сначала называлась просто выставочным залом, но со временем приобрела свой нынешний, более высокий статус. За прошедшие годы в ней не один раз побывали почти все жители города. Ну а гости Усть-Илимска, при наличии свободного времени, посетить картинную галерею считают своим непременным долгом. Постоянно устраиваются здесь выставки работ усть-илимских художников и их коллег из других городов Иркутской области. Небольшой коллектив галереи трепетно относится к своему делу – задумываются новые экспозиции, увеличивается количество картин, привлекаются к сотрудничеству одарённые дети.

Полтора года назад в картинную галерею Усть-Илимска пришло необычное письмо, содержащее весьма заманчивое предложение. Впрочем, сначала, наверное, нужно рассказать об авторе самого письма, а уже потом о его содержании…

Художник Виктор Зонов приехал в Усть-Илимск из города Сальска Ростовской области в 1967 году – поманила молодого парня сибирская таёжная романтика. Поскольку в едва только начинающем строиться городе профессия художника спросом не пользовалась, мастер, недолго думая, устроился на строительство Усть-Илимской ГЭС. Работал стропальщиком, стекольщиком, плотником, то есть был непосредственным участником и очевидцем событий тех грандиозных лет. Строил котлован для будущей гидростанции, монтировал водоводы и гидроагрегаты. И, конечно, всё увиденное стремился запечатлеть на холсте или картоне. Десять лет прожил Виктор Зонов в Усть-Илимске и создал немалую коллекцию своих работ, посвящённых великому делу – перекрытию Ангары и строительству гидростанции. Потом вернулся в родной Сальск, увёз все работы с собой, но сумел бережно сохранить все полотна усть-илимского периода, не потерять ни единого наброска. И вот однажды у него родилась мысль связаться с городом, в котором прошла его молодость.

В своём письме Виктор Алексеевич Зонов предложил усть-илимской картинной галерее приобрести часть его работ, и ещё часть пообещал подарить безвозмездно. И над этим письмом в галерее крепко задумались. Одни только названия полотен чего стоили! «Укрощённая Ангара» – этюд перекрытия реки, портрет бригадира группы первостроителей И.Н. Перетолчина, «На перемычке» – этюд о перемычке котлована у левого берега, «Первый бетон» – этюд об укладке в тело плотины первого кубометра бетона и многие другие. Живой историей повеяло от названий картин.

«Этюды и рисунки усть-илимского периода все бережно сохранил, – написал в письме Виктор Зонов, – но в нашем степном краю сибирская тематика не столь интересна для людей. Думаю, что все мои работы того периода были бы более ценны для людей именно в Усть-Илимске…».

Предложение было очень заманчивым, как была интересной и мысль художника о том, что работам, связанным со строительством ГЭС, в Усть-Илимске самое место, ведь на них запечатлены моменты самого начала строительства города и гидростанции. И тогда после раздумий директор картинной галереи Олеся Полунина решила попросить помощи у директора Усть-Илимской ГЭС Андрея Вотенева – давнего и хорошего друга коллектива галереи, человека, очень любящего, знающего и ценящего изобразительное искусство. Андрей Анатольевич заинтересовался предложением и нашёл возможность выделить на приобретение картин около сорока тысяч рублей. Автору картин немедленно сообщили, что средства найдены и устьилимцы с удовольствием купят его картины и примут в дар те, что он хотел бы передать в фонды галереи бесплатно. То есть дело закончилось к полному удовлетворению, как говорится, всех заинтересованных сторон.

– Огромное спасибо Андрею Анатольевичу, – говорит главный хранитель фондов галереи Наталья Ступина. – Он сразу понял значимость и необходимость такой коллекции для нашей галереи и всех жителей города Усть-Илимска. Ведь на полотнах Зонова действительно отражена история. Да, существует, конечно, много фотографий и кадров кинохроники. Но картины, написанные очевидцем тех знаменитых событий, о которых в те времена знала буквально вся страна и весь мир, имеют особую ценность, и находиться они должны, разумеется, у нас. Упустить такое предложение просто было нельзя. С момента пуска гидростанции прошло уже сорок лет, время летит стремительно. И чем дальше будут уходить  те годы, тем более ценными будут для нас произведения первых усть-илимских художников – непосредственных участников строительства города и гидростанции.

Сегодня почти все живописные и графические работы, количеством свыше сорока, написанные Виктором Зоновым (и частично его братом Георгием, который также жил в Усть-Илимске в эти годы), уже поступили в галерею. Сотрудники галереи продумывают экспозицию и в следующем году намереваются провести персональную выставку художественных работ о юности Усть-Илимска, в которой планируется участие самого автора, пообещавшего приехать на вернисаж. А если у автора всё получится так, как он задумывает, то в подарок городу он привезёт ещё одно полотно.

«О перекрытии Ангары я тоже компоновал картину, – написал в одном из своих писем Виктор Зонов, – но она долго не получалась так, как хотелось. Есть у меня вполне проработанные эскизы, и я готовлю холст, чтобы уже сейчас воплотить в живопись этот замысел. Написать эту картину я просто обязан, так как был очевидцем того события…».

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Фоторепортажи
Мнение
Проекты и партнеры