Игры от ума
Звёзды «Что? Где? Когда?» провели раунд с иркутской элитой
Впервые в Иркутске состоялась серия игр с участием знатоков телепередачи «Что? Где? Когда?» (ЧГК). В рамках «Байкал-Интеллект-Шоу» 10 июня звёзды сыграли с молодёжными командами региона, а 11 июня – с бизнесменами и политиками. Вместе со знатоками против телезрителей решились выступить владелец «ВостСибСтроя» Виктор Ильичёв, глава сети «Слата» Вячеслав Заяц, заместитель генерального директора телекомпании «АИСТ» Валерий Почекунин и другие. Главным сюрпризом бизнес-раунда стало участие мэра Иркутска Виктора Кондрашова и его супруги Марины Левады. Чета попала в команду «самого крутого» магистра ЧКГ Александра Друзя. За играми разума элиты наблюдала ЕКАТЕРИНА АРБУЗОВА.
«Будем подсказывать, только неправильно»
Большинство представителей иркутской политической и бизнес-элиты решили не посвящать вечер пятницы разминке мозгов. Конференц-зал в «Байкал Бизнес Центре» оказался как минимум наполовину пуст. Оттого наблюдать за первым раундом игры было очень удобно: зрители свободно выстроились вокруг стола телезнатоков и могли слышать все их рассуждения. Стояли так близко, что корреспондент «Конкурента» даже видела, как прыгает лошадка в знаменитом волчке. Так близко, что одна зрительница воодушевилась: «Будем подсказывать!». «Только неправильно», – отозвался её спутник.
Звёздный состав команды знатоков выглядел так: Елена Орлова, Владимир Белкин, Владислав Лихачёв, магистр игры Александр Друзь и капитан команды Алесь Мухин. Вместе с ними за столом сидела Ася Могилёва, победительница молодёжного раунда ЧКГ, который прошёл днем ранее.
– Ася, знатоков не стесняетесь? – спросил её ведущий Александр Рубин.
– Нет, они обещали не кусаться, – ответила она.
– А кто из них самый приятный?
– Наверное, Елена Орлова, благодаря которой я попала в её команду, а потом в основной состав.
После этого Рубин сообщил, что знатоки сыграют против авторов вопросов – жителей Иркутской области, и начал игру.
Первый выпавший вопрос команда взяла легко. «К третьим Олимпийским играм в Лейк-Плэсиде в 1932 году была выпущена марка, где была неточность в изображении лыжника. В чём заключалась неточность изображения?» – спросил ведущий. Варианты «с палками или без», «водные лыжи» и «Паралимпийские игры» быстро отпали, остался правильный ответ – спортсмен был на горных лыжах вместо обычных. Но радость победы была недолгой: иркутская домохозяйка обыграла знатоков на следующем вопросе.
– Когда английская королева Виктория прочитала «Алису в стране чудес», то пришла в восторг. Но через некоторое время сильно разочаровалась. Почему? – спросил Рубин.
– Королева закупила остальные труды Льюиса Кэрролла, но увидела, что они посвящены математике, – досрочно ответил Владимир Белкин.
– Не купила, а лишь хотела купить, – поправил Рубин и отдал очко в пользу домохозяйки.
– Вы нашли очень хороший способ не засчитать нам ответ, – негодовал Алесь Мухин.
– После игры мы откроем один и тот же источник и узнаем, что королева сохранила немножко денег для казны, – парировал ведущий.
Поражение знатоков продолжилось в следующем раунде, где нужно было угадать содержимое чёрного ящика. «В нём находится аналог того, что в старом квебекском отеле служило замком для запирания общей ванны двух соседних комнат». Предположив, что это весы, знатоки проиграли – в ящике лежали ремни. «В ванной на ручках дверей висело по ремню. Замки для этого не подходили, потому что зачастую, запирая обе двери, человек забывал открыть соседнюю дверь», – пояснил ведущий.
Лает – не кусает
Красиво отыграться знатоки смогли на несчастье Наполеона. Тот страдал очень редкой болезнью «гипполейкофобией». Поэтому многие портреты императора – это лишь фантазии художника. Предположение Елены Орловой оказалось верным: «гиппо»– лошадь, «лейко» – белый, следовательно, Наполеон боялся белых лошадей, поэтому художнику приходилось домысливать и менять цвет лошади на белый. Однако, по словам Рубина, следующий простой вопрос знатоки «продули».
– Ричард Львиное Сердце, Барбаросса, Игорь Святославович, царица Тамара, Шота Руставели, Чингисхан. Что их объединяет?
– Рыжие! – ответил Мухин, отвергнув версии про левшей и одногодков. Оказалось, все эти личности просто были современниками.
Победу «вывезли» на себе в основном Александр Друзь и Елена Орлова. Друзь знал, в основу какого технического стандарта легла десятая симфония Бетховена продолжительностью 74 минуты и 9 секунд (стандартная продолжительность записи на СD-диске). Кроме того, он прочёл «познавательную лекцию о лае собак».
– В 70-х годах прошлого века в Стокгольме на муниципальной службе состоял некий Густавсон, который умел лаять голосами разных пород собак. Его работа заключалась в лаянье на городских улицах. Для чего он это делал? – так звучал вопрос от телезрителей.
– Густавсон фиксировал, в каком доме на его лай ответили собаки. Далее он сверял адреса со списком тех, кто заплатил собачий налог, действовавший в Швеции в 70-е годы прошлого века, – ответил Друзь.
Елена Орлова помогла разгадать команде второй чёрный ящик. В нём оказалось то, что целитель Авиценна прописал сыну правителя Бухары, страдавшему от неразделённой любви. Страдальца вылечили «таинственным снадобьем», которое оказалось не только полезным, но и вкусным. После продолжительных размышлений Орлова сказала, что это был плов, который тут же достали из ящика. А Друзь завершил игру победоносным ответом на вопрос: как защитники птиц решили бороться с белками, которые разоряли кормушки для птиц? Правильный ответ – подсыпали перемолотые зёрна жгучего перца: белки больше не интересовались кормушками, а птицы, у которых атрофированы вкусовые рецепторы, продолжали питаться. Игра закончилась со счётом 6:4 в пользу знатоков.
Коньяк съели
В перерыве между раундами Владимир Белкин развлекал иркутян «хорошей несолидной игрой» под названием «Верю – не верю». Победителя так и не определили – решили начать брейн-ринг. Всего собралось пять команд по шесть человек. В каждой – по знатоку. Среди местных випов поучаствовать в игре решились владелец «ВостСибСтроя» Виктор Ильичёв, гендиректор сети «Слата» Вячеслав Заяц, директор стоматологии «Дента-Стар» Евгений Шеломенцев и директор имидж-студии Оксана Заяц. Медийщиков представляли генеральный директор издания «Аргументы и факты в Восточной Сибири» Наталья Еловская, заместитель генерального директора телекомпании «АИСТ» Валерий Почекунин, генеральный продюсер «АС Байкал ТВ» Роман Синтоцкий, директор издательского дома «Конкорд» Ольга Иванова и гендиректор рекламной группы «Прибайкалье» Владимир Кочетов.
Честь и интеллект городской администрации защищали мэр Виктор Кондрашов, его супруга телеведущая Марина Левада, помощник Алексей Альмухамедов, ректор Сибирской академии права, экономики и управления Борис Виноградов (на этой неделе назначен вице-мэром Иркутска) и консультант по информационным технологиям Михаил Нестерец. Возглавить мэрскую команду выпало Александру Друзю. Сложнее всего пришлось Алесю Мухину, которому в партнёры достались представители генерального консульства Монголии в Иркутске. Знаток сразу же выпил с монголами за установление отношений.
«Давайте расслабимся и получим удовольствие!» – призвал ведущий и начал игру. В лидеры брейн-ринга сразу вырвалась команда Друзя. Она правильно ответила на вопрос «Что в Германии называют башней или тюрьмой, в Англии – замком, а в России – устаревшим средством передвижения по воде?». Это была шахматная фигура ладья. Впрочем, очко игрокам не засчитали: ответ перебила интернациональная компания Алеся Мухина. «То, что по-русски это будет ладья, мы догадались сразу, а по-монгольски это будет тырык!» – пошутил он и сделал счёт в пользу телезрителей. Вскоре стало понятно, что его команда сосредоточилась на «расслабиться и получить удовольствие». К третьему вопросу Мухин поинтересовался, нет ли ещё коньяка. Тема продолжилась в следующем вопросе:
– 31 марта 1900 года во время четырёхлетней гренландской экспедиции под руководством Отто Свердрупа обнаружилась забытая бутылка коньяка. Коньяк в тот же день использовали, но он не был выпит. Что с ним сделали?
– Коньяк сожгли, – предположила команда бизнесменов. Оказалось, просто съели.
Сами с усами
Удача пришла к командам на другом напитке – кофе: «Однажды Марк Твен привёл рецепт кофе по-немецки. «Боб кофе потереть о боб цикория и последний бросить в котёл воды». В чём был не прав писатель?». Мэрская команда легко «взяла» вопрос: кофе и цикорий не имеют бобов. Коллектив Друзя правильно ответил и на такую загадку: «Дружба, ёлочка, террикон, инфиз. Каких-то 30–40 лет назад советская пресса изо всех сил их пропагандировала и уверяла, что они популярнее среди советской молодёжи, чем их западные аналоги. Что это за аналоги?». Оказалось – танцы твист и шейк. Вопросы попроще принесли очки и другим командам. Одним из самых лёгких зрителям показался следующий: «Нравы французского двора приводили к тому, что у королей и королев появлялись внебрачные дети. Но одни были полноправными наследниками, а другие считались незаконнорождёнными. В чём причина отличия?». А она была в том, что доказать, будто ребёнок королевы не от короля, невозможно, а вот наоборот – легко. Быстро ответили и на вопрос, где сейчас можно увидеть показанное в Петербурге в 1896 году, чуть позже – в Москве, потом – на Всероссийской ярмарке в Нижнем Новгороде. Правильный ответ – в любом кинотеатре. То есть фильм.
Пока остальные играли, команда Алеся Мухина продолжала общение. За несоблюдение правил вскоре была дисквалифицирована. Правда, в шутку. Мухин даже правильно ответил на вопрос о том, что поставлял ко двору известный предприниматель, подаривший в своё время букет княжне Марии Александровне. Это была парфюмерия. Однако очко пошло в пользу телезрителей: Елена Орлова перебила команду Мухина и предположила, что ко двору поставляли мыло. Победный ответ на финальный вопрос был за командой Друзя, выпившей меньше всего коньяка по итогу игры.
– В 1908 году в Таллине собрались представители многих европейских стран. Англичанин Эдуард назвал собравшихся профсоюзом. Профсоюзом чего? – спросил Рубин.
– Шахматистов! – предположил Мухин.
– Трубочистов! – Владислав Лихачёв.
– Королей! – Елена Орлова.
– Монархов, – дал правильный ответ Друзь.
Сразу после игры Виктор Кондрашов признался, что «Друзь – хороший». И что его игроки ответили самостоятельно на два вопроса. Про бобы и ладью. «У нас все в команде шахматисты, сразу отгадали», – отметил Кондрашов. Знаток тоже в долгу не остался, сказав, что «мэр умница, мэрша красавица».
– Отлично играли, очень естественно, – сказал Друзь, направляясь курить в кабинет к другим знатокам. – Они спокойные, расслабленные, хорошо думающие ребята. Высказывали правильные версии. Особенно хорошо у них получались вопросы на размышление.
– А как с монголами было играть? – интересуюсь у Мухина.
– Они не смогли ответить только на один или два вопроса. А вообще вели себя очень активно, – сказал он и отвлёкся уже на внутреннее обсуждение игры.
– Белкин два раза отвечал не на то, что спрашивали! Ленка тоже хороша, с мылом сунулась, – возмущался Друзь.
– Забалтывали форму вопроса! – подхватил Мухин.
– Вы так каждую игру обсуждаете?– спрашиваю у Друзя.
– Конечно. Ведь если Мухину не объяснить, что он не прав и мы его больше не возьмём с собой, он потом удивится, когда его оставим!