В Стране утренней свежести
…Каждый человек видит мир по-своему
Корейцы только внешне совсем не славяне, но внутренне это такие же гостеприимные, радушные, хлебосольные люди (хотя ни хлеба, ни соли не употребляют). Как и в каждой стране, в Южной Корее есть и бедные, и богатые. Одни едят мясо и пьют пиво, другие – лапшу и овощи, но все улыбаются одинаково и принимают жизнь такой, какая она есть. Как же выкручиваются из сложной ситуации, во что верят, что едят, чем дышат и чем живут, как украшают свою жизнь эти люди – вот что я старалась понять, находясь в Республике Корея.
Главная награда в жизни человека – это встреча и общение с людьми с доброй и отзывчивой душой. И нам просто везёт на таких людей! В городе Кванджу на моей фотовыставке мы познакомились с удивительной семьёй. Он – Ёнг Суль – культуролог со знанием русского языка и много где побывавший в России, она – Сонь Ёнг – депутат городской думы, специалист по культурным связям, к сожалению, по-русски – ни слова.
Сам Бог направил их к нам на выставку. Заинтересовавшись фотографиями Байкала, Иркутска, сибиряков, а также моего сада, Ёнг Суль разговорился со мной. Он с удовольствием вспоминал Байкал, особенно водку и омуль, показывая на фото и рассказывая об этом Соне. Соня заинтересовалась фотографиями сада и была удивлена, что в Сибири такое яркое, цветущее лето. Воспользовавшись её интересом, я осторожно спросила: «Есть ли у вас на примете среди знакомых люди, которые тоже занимаются садом? Как в Корее относятся к частным садам и есть ли возможность посетить их?». Ещё до конца не был переведён мой вопрос, а Соня уже набирала номер на телефоне, с кем-то говорила, поглядывая в мою сторону, и улыбалась. Затем Ёнг Суль спросил, какое время нас устроит для посещения частного сада. Это была настоящая удача – возможность побывать в частном саду, да ещё не в одном, а в двух.
Одинокий художник
Первый сад, который мы посетили, находится в пригороде Кванджу. Это частный сад и галерея известного в Корее фотохудожника Бонг Ку Канг. Соня была за рулём автомобиля, а Ёнг Суль, сидя рядом, переводил нам её рассказ об интересной жизни и грустной истории любви художника и актрисы, которой он и посвятил своё творчество, сад скульптур, чайный домик и фотогалерею. Они полюбили друг друга в то время, когда у неё уже была семья и дети. Мучительно долго они не могли решить, как жить дальше, но она приняла решение – остаться в семье с детьми. Было немного грустно от этой поучительной истории, да и от самого сада, который был похож на место одинокого любовника. Но грусть была светлая. Современная галерея с постоянными фотовыставками – это центральная часть всего частного сада. Вокруг неё располагался сад скульптур и одинокий фонтанчик посередине совсем не характерного для корейских садов элемента – ухоженного газона. Вдоль дорожки у стены чайного домика в национальном стиле стояли разного размера керамические горшки (док или онги) для кимчи, росли стриженые сосны, цвели знакомые бархатцы и космея. Но нам не повезло в том, что хозяина сада не было дома, мы разминулись с ним на полчаса и не смогли лично познакомиться, – он открывал фотовыставку в г. Кванджу, на которой мы побывали на следующий день.
Радость жизни
Второй частный сад был полной противоположностью предыдущего – яркий и радостный. Он тоже находился за городом, в экологичном месте – таком, какие любят обычно художники. Красивый двухэтажный дом (на первом этаже – художественный салон и ресторанчик, второй этаж для жилья), оранжерея – особая гордость хозяев, перед ней водяная мельница – излюбленный элемент в корейских садах, летнее кафе во дворе с небольшой сценой для выступлений и даже небольшая стоянка. Экскурсию провёл сам хозяин Лим Бен Хо, художник-дизайнер.
Он с гордостью сказал мне, что всё делал сам. Сад – это его душа, правда, коленки болят от напряжённой работы, когда он вскапывает землю и ворочает камни. В оранжерее по периметру росло много кактусов и экзотических растений, которые не могут находиться под открытым небом – климат Кореи для них суров. Но меня поразила основная составляющая этой оранжереи: это длинный горный хребет Серебряная Гора – одно из священных мест для всех корейцев в миниатюре – с реками, водопадами, болотцами. На его горных склонах росли мини-сосны и мини-ели, выращенные в технике бонсай, краснели клёны и даже цвёл багульник. Я ходила вокруг «горы», то приседала и разглядывала в мини-речушках мини-рыбок, то вставала на носочки, чтобы лучше увидеть вершину со скалами во мхах или то место, откуда берёт начало водопад.
С таким же большим художественным вкусом оформлен и летний ресторанчик. Все деревья были увиты разноцветными лампочками и дополнительно подсвечены снизу (уже был вечер), на высоких шестах восседали деревянные птицы, из керамических горшков (онги) и деревьев сооружены художественные инсталляции на корейские национальные темы, словно пагоды, кругом стояли каменные пирамидки, везде – цветы…
В художественном салоне на первом этаже нас ожидало ещё одно открытие – выставка современной скульптуры из дерева, камня, металла и прочих материалов. Хозяин познакомил нас со своей женой, тоже художницей, которая изучает и пропагандирует в Корее африканское искусство. Два творческих человека в семье – это два фонтана идей и свершений. Потом был ужин, и я рассказала нашим новым знакомым о сибирских садах. Но особенно их заинтересовало устройство русских парников. В Сибири ведь без них не обойтись, а для Кореи это, может быть, инновационная технология…