издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Хорошо побитое старое

Активная утилизация старых автомобилей спровоцировала дефицит новых

  • Автор: Ольга АЛЕКСЕЕВА, для «Восточно-Сибирской правды»

По всей стране первая серия фильма под названием «Утилизация старых автомобилей» уже заканчивается, а в Иркутской области лишь нескольким десяткам самых расторопных посчастливилось обменять свой подержанный «тазик на колёсах» на скидку 50 тысяч рублей. Президент России пообещал продолжить программу, а пока дилеры отечественных марок ведут обратный отсчёт завершения первого этапа своей красивой жизни. «Сейчас осталось выписать всего 10 тысяч сертификатов. Это на всю Россию. К моменту выхода вашей газеты их будет восемь тысяч», – говорит начальник отдела продаж ЗАО «БайкалГАЗсервис» Александр Тетерин.

В других регионах страны люди начали сдавать старые автомобили в утиль сразу после мартовских праздников. Мы же слишком долго собирались. Как раз в марте выяснилось, что в Иркутской области нет пункта утилизации автомобилей. В апреле организация, у которой есть лицензия на работу с «вредными» материалами, подала заявку в Министерство промышленности и торговли, и только в конце мая аккредитация была получена. Официальным утилизатором в Иркутской области стала исправительная колония № 15, которая находится под Ангарском.

Некоторые автодилеры не стали дожидаться, пока пункт утилизации появится у нас, и сразу стали отправлять авто в соседний Красноярский край. Например, ЗАО «БайкалГАЗсервис» утилизировало таким образом 32 машины. Конечно, путь неблизкий, и расходы большие, но продавцы автомобилей считают выгодным участвовать в программе даже таким замысловатым образом.

Практически до конца мая большинство автосалонов области отказывались принимать у людей подержанные машины. Желающих просто записывали в очередь и обещали перезвонить. Ситуацией поспешили воспользоваться мошенники. Например, в Ангарске уже с первых дней программы орудовали ушлые ребята, которые охотно принимали машины и собирали по три тысячи рублей в качестве платы за утилизацию. Расчёт был на то, что владельцы стареньких машин, как правило, пожилые доверчивые люди. 

Естественно, ни новых авто, ни продавцов, которые их обещали, пенсионеры больше не видели. 

Историю об ангарских мошенниках мы слышали от нескольких автодилеров. Они ссылаются на директивное письмо, которое их салоны получили от Минпромторга. В документе рассказывается об ангарском случае, кроме того, продавцам авто напоминают, что участвовать в программе имеют право только официальные дилеры, список которых опубликован на сайте Министерства промышленности. В ГУВД затруднились ответить на вопрос, были ли в Ангарске случаи мошенничества по отношению к владельцам подержанных автомобилей. Во всяком случае, пока с заявлением в милицию никто не обращался. 

– К нам приходили пожилые люди из Ангарска, им предлагали не ездить в Иркутск и сдать машину прямо там. Но они всё-таки решили обратиться к официальному дилеру, – рассказал начальник отдела продаж ОАО «ИркутскАвтоВАЗ» Владимир Игонькин.

Он говорит, что у «АвтоВАЗа» самая разветвлённая сеть дилеров, но в Ангарске их представительства нет. Зато официальные салоны завода есть в Иркутске, Тайшете, Тулуне, Усть-Илимске, Братске, Железногорске и Усть-Куте. 

Нам удалось поговорить со счастливчиками, которые уже ездят на новых авто. Мы не выбирали специально, но так получилось, что все автовладельцы, которые согласились ответить на наши вопросы, оказались женщинами. У них мы выяснили, что сама процедура сдачи старого транспортного средства и оформления сертификата занимает один день. Конечно, если к этому времени снять старую машину с учёта в ГИБДД.

– В очередь мы записались в марте. Несколько дней назад нам позвонили и сказали, что можно сдать нашу «четвёрку» и купить новую машину. Целый день пришлось провести в ГАИ, чтобы снять машину с учёта. Там большие очереди, нужно записываться заранее, но мы пошли без записи. Бумаги нам удалось оформить только к вечеру. Зато в салоне всё сделали быстро, – рассказала иркутянка Екатерина Усова. Позавчера она уехала из магазина на новенькой «семёрке».

Вслед за Екатериной попробуем пройти весь путь от начала до конца. Первый шаг – нужно позвонить автодилеру и встать в очередь. При этом нужно сообщить свои координаты, марку автомобиля и того авто, которое человек рассчитывает приобрести. К сожалению, когда автодилеры начинают обзванивать очерёдников, выясняется, что не все желающие обменять свой автомобиль доживают до радостного события. Ведь большинство потенциальных участников программы находятся в весьма почтенном возрасте. Встречаются и курьёзы. Недавно в салон обратился человек, который до начала программы снял автомобиль с учёта для утилизации. Всё это время машина находилась у него. Но по правилам программы такие авто не принимаются, и мужчине отказали.

Как только автовладельцу пообещали принять машину – можно направляться в автосалон. Там автодилер распечатает с сайта Минпромторга свидетельство об утилизации. Это главный документ, который после прохождения нескольких этапов даёт право получить скидку. Затем вместе со свидетельством и документами на машину нужно прийти в ГИБДД, где должны сделать отметку о снятии с учёта в связи с утилизацией. Тащить с собой машину не нужно, достаточно техпаспорта. Потом – снова в салон. Вот здесь уже нужна машина, причём в полном комплекте. Обязательные детали – колёса, стёкла, бампер, аккумулятор. Если, например, бампер оторван, допускается, что его привезут отдельно в багажнике. Три тысячи рублей нужно будет отдать за утилизацию. 

В некоторых автосалонах работают представители утилизатора и сразу ставят свою отметку в свидетельстве. Тогда человек может не ждать, когда его машину разберут, и начать оформлять документы на новую. 

Но не стоит обольщаться. Люди, которые были в первых десятках очереди, ещё смогли без задержек забрать машину. Сейчас ситуация меняется, дилеры уже признаются, что не могут выдать машины всем, кто получил свидетельство и сдал свой автомобиль. Активная реализация программы, прежде всего в других регионах, спровоцировала дефицит машин. Представители «АвтоВАЗа» в Иркутске жалуются, что в июне завод полностью отказал в поставках. Хотя в прошлые месяцы салоны регулярно получали по 200 автомобилей в месяц. 

От выдачи «необеспеченных» сертификатов страхует приказ министерства, ограничивающий распечатку свидетельств. На каждые 10 выданных бумажек должно приходиться не меньше трёх вполне материальных машин. 

Поскольку программа утилизации рассчитана прежде всего на поддержку Волжского автомобильного завода, легко догадаться, автомобили какой марки пользуются наибольшим спросом. Это самые дешёвые «вазовские» машины – «пятёрки» и «семёрки». 

Сейчас очередь на автомобили «ВАЗ» составляет около двух тысяч человек, сертификаты выдали 150 участникам, из них 40 получили автомобили. Есть небольшая очередь на «уазовские» «патриоты». Всего в нашем регионе по программе продано чуть больше 10 автомобилей «УАЗ».

По закону участники программы могут выбирать из 66 моделей отечественных и иностранных марок. Разумеется, все эти автомобили должны быть произведены в России. Однако на деле покупатели выбирают традиционные отечественные авто. Главной причиной остаётся их относительно доступная цена. А вот, например, на марку «Тойота», подержанные варианты которой уже давно стали своеобразным «народным автомобилем», в нашем регионе даже нет предложений. Официальный дилер производителя предлагает желающим купить автомобиль по программе обращаться в представительство компании в Красноярске. О более дорогих марках и говорить не стоит.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры