издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Нефть и газ Приангарья

  • Автор: Эдгар БРЮХАНЕНКО

Работая фотокорреспондентом ТАСС, я исколесил всю Сибирь. Где бы я ни был, главное, что меня интересовало, – это, конечно, романтика и экзотика, но более всего – люди и их дела. Строились ГЭС, новые города, гиганты индустрии, но не меньший интерес в развитии производительных сил нашего края представляла разведка недр – поиск полезных ископаемых, главные из которых – нефть и газ.

Один из важных стратегических объектов в Приангарье – Ковыктинское месторождение газа, от которого протянулись трубы на восток, к Тихому океану. Нет сегодня терминов «великая», «ударная», «Всесоюзная стройка», но здесь заняты тысячи людей из разных уголков России, сотни единиц первоклассной современной техники. Ковыкта – это престиж Иркутской области.

На берегах Катанги и Нижней Тунгуски, Илима и Лены появились буровые вышки. Не за горами время, когда начнётся промышленная добыча нефти и газа. До сих пор нефть и газ поступают к нам из Западной Сибири и Татарии. Сам факт наличия этих полезных ископаемых в количествах, достаточных для промышленного освоения, установлен сравнительно недавно. Долгое время это было только предположением учёных. Их прогнозы подтвердили многолетние изыскания объединения «Востсибнефтегазгеология». Геологи этого объединения определили промышленное значение Верхнечонского месторождения – первого крупного на данной территории и не последнего.

Далеко за пределами Приангарья известна ещё одна крупнейшая экспедиция по поиску нефти и газа – Преображенская. Она существует много лет, в ней трудятся опытные геологи, квалифицированные бурильщики. Их знания и мастерство позволили экспедиции перевыполнять задания по бурению скважин, устанавливая рекорды проходки и по приросту промышленных запасов.

Говорят, профессия геолога романтична, но всё-таки и суровой прозы в ней более чем достаточно. И в снег и в дождь поездки и полёты за сотни километров от дома, и порой тяжёлые физические нагрузки, и скрупулёзная обработка полученных данных. Да и сибирская тайга, особенно зимой, не самое комфортабельное место на земле. Все трудности забываются, когда удаётся разведать новые запасы и внести вклад в преображение родного сибирского края – Прибайкалья. 

Много интересных и забавных случаев из разных командировок по буровым можно сегодня вспомнить. В геолого-разведочной партии на Тунгуске я провёл несколько суток. Материал получился, много сделано кадров. Командировка кончается, редакция ждёт снимки, а обещанный вертолёт всё никак не летит. Связи нет, погода отличная, но «винтокрылое такси» на ремонте. До районного центра всего тридцать километров, стоит ещё лютая северная февральская зима. Решаем с группой геологов пешком идти по просеке лесопатологов через глухую заснеженную тайгу. Кому с отчётами, кому в больницу, а мне на собственный день рождения – дата круглая, дома ждут.

Тайга нас обступила. Несмотря на заросшую просеку, мы шли по глубокому снегу. И очень скоро выбились из сил. Пройдя полдороги, начали подумывать вернуться обратно. Первым забурчал я, буквально плавая в глубоком снегу. Двое вернулись…

Наступал день моего рождения, об этом все знали. А как его отметить в этой глухомани? От скуки можно умереть. У повара в запасе одни мороженые пельмени в бумажных мешках, соль и чай давно кончились. Ели эти пельмени всей партией и утром, и днём, и вечером.

Я прошу ребят сделать мне подарок, натопить баню, но не для того, чтобы помыться, – давно задумал провести съёмку банного дня в Сибири. Делаю разные кадры с паром, с тазами, полотенцами… Золотой кадр остался один – разгорячённые парни из бани выбегают на снег, в мороз, облаянные со всех сторон собаками. Они создают особый сибирский колорит. Этот кадр стал для меня действительно подарком. Он прошёл через многие залы различных международных фотовыставок. Я получил за него медаль на выставке в Гааге.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры