День свободных обнимашек
Говорят, у этого странного праздника есть какая-то не менее странная предыстория. Якобы некоторое количество лет назад некий австралиец приехал в Лондон. То ли его не встретили, то ли и некому вообще было встречать, но завис бедняга на вокзале, остро страдая от невостребованности. Вот тогда-то и появилась надпись маркером на куске серой обёрточной бумаги – «Free Hugs» («свободные объятия»). Легенда заканчивается красиво – к австралийцу пришла девушка, обняла его, расплакалась, рассказала, что её бросил молодой человек и ей было необходимо кому-то в жилетку высморкаться. «Иркутскому репортёру» об этом рассказали сами участники акции «Свободные объятия» в Иркутске на набережной Ангары в минувший вторник, в первый день лета.
Было очень странно, когда совершенно незнакомые девушки, молодые и красивые, бросались навстречу «Иркутскому репортёру» и предлагали:
– Давайте обнимемся!
В минувший вторник молодые люди с рукописными плакатиками во множестве бродили по бульвару Гагарина. Степень косности и кондовости аборигенов можно было определять по реакции вторых на первых. С часа дня и до темноты на набережной Ангары проходила общественная акция «Free Hugs», организованная студией креативных идей «Постскриптум». А началось всё три года назад.
В сентябре 2007 года одна из групп первого курса факультета филологии ИГУ заскучала. Ваня пел, Борис молчал, Николай ногой качал. Дело было вечером. Делать было нечего. Вот тогда-то Катя Жевлакова и спросила:
– А почему у нас так много курят?
С этого простого вопроса одновременно начались и студия креативных идей «Постскриптум», и первая её, студии, общественная акция – похороны сигареты. Через несколько дней в присутствии большого числа студиозусов и халдеев инициативная группа устроила пышные похороны.
– Нас было восемь человек. Мы сделали огромный макет сигареты, набили её травой, правда, там и табак был, концептуально, – рассказала Катя Фитисова, наше знакомство с которой началось с не менее концептуальных объятий (было приятно). – Из этих восьми часть была плачущими родственниками, которые причитали: «На кого ты нас покинула!? Ты же такая молодая!». Выносили сигарету Равшан и Джумшут – они тогда как раз очень популярными были. Был поп, который её отпевал. Да, сигарета была «Прима», так мы антиподдерживали отечественного производителя.
О судьбе одинокого австралийца и о последовавшем за ним приключении на лондонском вокзале весёлые студенты узнали, как полагается, из Интернета. Первая акция «Free Hugs» прошла в Иркутске 25 мая прошлого года.
– Почему 25-го? И почему в этом году – первого? – удивлялся «Иркутский репортёр».
– Вы всё неправильно понимаете! Это не государственный праздник, и жёстко установленной даты у него нет! – смеётся Катя. – Вот и в этом году нам просто снова стало скучно. Решили провести день обнимашек. А мы очень тесно сотрудничаем с комитетом по делам молодёжи. Когда мы пришли к ним с этой идеей, они предложили: «Давайте сделаем это 1 июня. Вы заодно можете провести какое-нибудь мероприятие для детей, мелом на асфальте с ними порисовать, что ли…». Мы, конечно, согласились.
– Ты многих сегодня обняла?
Катя сосредоточенно осмотрелась и призналась:
– Две трети находятся здесь.
Фотограф Алексей при этих словах едва не выронил из рук фотоаппарат и пробурчал:
– Это не день обнимашек, это какой-то тим-билдинг.
– Почему? Люди не любят обниматься? – уточнил «Иркутский репортёр».
– Люди любят обниматься! Просто они боятся в этом признаться, – смеётся Катя. – Но мы учли опыт прошлого года. Когда идёшь навстречу незнакомому человеку, нужно, чтобы он, во-первых, обратил на тебя внимание, а во-вторых, перестал тебя бояться. Поэтому мы, приближаясь, начинаем говорить успокаивающим тоном: «Здравствуйте, сегодня вот такой праздник, хотите обняться? Мы хотим обменяться с вами позитивной энергией».
– Были такие, кто позитивной энергией обмениваться не хотел?
– Да. Были. Но не очень много.
– Ты можешь хотя бы приблизительно определить, сколько человек приняли участие?
– Из тех, кто занимался организацией? – уточняет Катя. – Дело в том, что мы договаривались об участии в этом через Интернет. И заявили своё участие порядка двух тысяч человек.
А пришли… – Катя оглядывается, прищуривается и выносит вердикт. – А пришли процентов двадцать.
– А в абсолютных цифрах?
– Ну, я обняла человек 115. Из них сто – свои. Если исходить из этой статистики, то получается, что посторонних, случайных прохожих мы обняли примерно человек триста.
– Скажи честно, зачем вам эта дурь?
Катя хмурится:
– Мы хотим, чтобы в нашем городе люди чаще улыбались. И это – один из способов так сделать. И этот праздник будет ежегодным. Честно.