Коммунальная опора
В регионе разрабатывается комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ
На последнем заседании правительства рассматривался очень сложный вопрос – о реформировании системы ЖКХ в Иркутской области. Когда стало понятно, что разобраться в нём может только специалист, да и то не каждый, губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев предложил «начать задавать простые вопросы». Оснований для этого предостаточно, ведь тема ЖКХ давно получила политическую окраску. Выходом может стать инкорпорирование отрасли в систему рыночных отношений.
Губернатор задал целый ряд этих простых вопросов. Сфера ЖКХ в Иркутской области собирает в год более 220 млрд. рублей. Спрашивается, что это за экономика, которая собирает такие огромные деньги, а на выходе имеет то, что имеет. Как заявил в своём докладе министр жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и связи Пётр Воронин, на подготовку к зиме в прошлом отопительном сезоне было потрачено 3 млрд. 70 млн. рублей, включая приобретение топлива для северного завоза. На подготовку к будущему сезону требуется 4,2 млрд. рублей.
С 2002 по 2005 год в регионе наблюдалась устойчивая тенденция к снижению аварийных ситуаций. Тем не менее в последние годы снова начался рост аварий в сфере ЖКХ. Одним из самых тяжёлых был отопительный сезон 2005-2006 годов. Он был практически таким же холодным, как и нынешний, только длительность минусовых температур была несколько поменьше. Это вызвало рост аварийных ситуаций до 113. «Того, что произошло в этом году, мы в какой-то степени даже не ожидали, – признался Пётр Воронин. – Несмотря на то что сам отопительный сезон был значительно хуже с точки зрения климатических условий, произошло фактическое снижение аварийных ситуаций на 12%».
По числу аварийных ситуаций в лидерах оказался Мамско-Чуйский район. В Иркутском районе вызывает тревогу электроснабжение. Это та тема, над которой Пётр Воронин пообещал работать. Отдельное звучание получил вопрос северного завоза. Например, в 2002 году было завезено суммарно 216,5 тыс. тонн топлива всех видов. В прошлом году – уже 157,3 тыс. тонн, что значительно меньше, чем в предыдущем отопительном сезоне. В 2010–2011 годах планируется дальнейшее снижение на 11 тыс. тонн. Однако, несмотря на снижение натуральных показателей, стоимостные показатели постоянно растут. Фактически их рост составляет 16–17% в год, соответственно увеличиваются и транспортные издержки. «В 2004–2005 годах отдельные муниципальные образования, несмотря на наши возражения, продолжили перевод своих теплоисточников с твёрдого топлива на жидкое», – подчеркнул Пётр Воронин. Особенно «отличился» Киренский район, который за указанный период перевёл пять теплоисточников с твёрдого топлива на жидкое, используя его относительную дешевизну на тот момент.
Среди основных проблем системы ЖКХ – состояние электрических сетей и задолженность за топливно-энергетические ресурсы. Сегодня она составляет 1,8 млрд. рублей, в прошлом была 2,3 млрд. Основным кредитором является «Иркутскэнерго». Важнейшей задачей на подготовку к следующему отопительному сезону в правительстве называют упрочнение системы опорных территорий. «Для нас это становится достаточно ясным и понимаемым фактором, – подчеркнул министр. – Создание системы опорных предприятий будет являться залогом успешной реконструкции и получения эффекта от неё».
Сегодня опорные предприятия действуют на пяти территориях. Это Тайшет, Тулун, Вихоревка, Иркутский и Зиминский районы. Для того чтобы попасть в разряд опорных, предприятие должно стабильно работать в течение трёх-четырёх последних лет. Под понятием «стабильность» подразумевается бесперебойное обеспечение теплом и снижение аварийных ситуаций на территории обслуживания. Кроме того, необходимо наличие кадрового потенциала, как рабочего, так и инженерно-технического, и эффективной структуры по управлению этим предприятием. Наконец, это наличие производственной базы и положительного финансового результата. С сентября процедура получения статуса будет формализована. Пётр Воронин предложил создать при министерстве общественный совет, который будет определять опорные предприятия. Сейчас разрабатывается система факторов и критериев, по которой будет присваиваться это почётное звание. В этом году планируется присвоить статус опорного ещё пяти предприятиям области.
К 1 августа необходимо принять программу энергосбережения. По оценкам Петра Воронина, она готова на 40%. Наконец, нужна комплексная программа реформирования и модернизации ЖКХ, увязанная с федеральной комплексной программой. Предполагается, что она будет составлена до 1 июля. Затем в течение месяца программа будет проходить согласование, с тем чтобы в августе – сентябре можно было вынести её на заседание правительства.
Примерно в середине доклада Дмитрий Мезенцев прервал министра и начал задавать вопросы по структуре расходов на подготовку к зиме. Следом подключился заместитель председателя правительства Владимир Пашков. Он хотел знать, каков минимальный срок окупаемости инвестиционных проектов в системе ЖКХ. Оказалось, что средние сроки окупаемости – 6,5 года. Минимальные сроки окупаемости – 2,5–2,7 года.
– Если говорить с точки зрения бизнеса, можно привлекать и банковские кредиты, – сказал Владимир Пашков.
– По сегодняшней ставке при трёхлетней окупаемости это выгодно, – признал Пётр Воронин.
– Тогда почему же нельзя привлечь миллиард инвестиционных денег и быстро окупить их в течение трёх лет? – задал вопрос Владимир Пашков.
Оказалось, что на все эти вопросы ответит комплексная программа реформирования и модернизации системы ЖКХ. Она станет очень серьёзным сдвигом для реализации инвестиционных проектов в коммунальной сфере. Проект предполагает значительную часть средств инвестиционных кредитов получить через ряд опорных банков, среди которых Внешэкономбанк и Сбербанк. Правда, для этого необходимо присутствие на территории региона «квалифицированного заёмщика», которого ещё нужно создать.
«Деньги можно вложить туда, где существует благодатная почва, иначе мы их потом просто не найдём, – парировал Пётр Воронин. – Если мы имеем сегодня предприятия в Тулуне и Тайшете, туда уже можно направлять. Если таких предприятий нет, не подготовлен менеджмент, мы не готовы взять тот миллиард, о котором вы говорите».
Тут в дискуссию вступил губернатор. Судя по всему, он не чувствовал удовлетворения от проделанной работы и у него как раз и сложилось впечатление, что область только вкладывает деньги, но потом их не найдёт. «Пётр Александрович, я думаю, в области нет ни одного человека, который может конкурировать с вами по профессионализму, знанию деталей, умению преподать материал, отстоять свою точку зрения… и не позволить нам разобраться в том, в чём вы не хотите нам позволить разобраться, – обратился Дмитрий Мезенцев к министру. – Но почему у нас каждая зима – подвиг, каждый финансовый год – немыслимый рубеж? Люди устали. Есть такой показатель – «уровень счастья», вот он подводит». В общем, если уж повышаются тарифы на ЖКХ, по крайней мере, нужно объяснить людям, почему это происходит и что они получат взамен.
По мнению губернатора, недопустимо линейное расходование областных денег даже на модернизацию ЖКХ. Это должно быть сложение усилий Федерации, области, муниципальных образований, инвесторов, бизнеса и даже науки. Последнее было сказано в том числе о сотрудничестве с Сибирским отделением РАН и Институтом энергетики, который совместно с министерством готовит программу по энергосбережению.