издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Пятно на репутации

Нефтяная компания British Petroleum штурмует океанские глубины, пытаясь устранить утечку нефти из скважины в Мексиканском заливе. Авария, повлёкшая за собой экологическую катастрофу, которая уже нанесла ущерб штатам Луизиана, Алабама и Миссисипи, произошла после взрыва и пожара на полупогружной нефтяной платформе Deepwater Horizon.

BP уходит на глубину…

Еженедельник «Итоги» отмечает, что совсем недавно в российских специализированных вузах студентам рассказывали, что глубже шести километров нефти быть не может. То, что BP обнаружила крупное месторождение на глубине 10 километров, оказалось сенсацией: на таких глубинах нефть ещё никто не добывал. Там, где давление составляет примерно четыреста килограммов на квадратный сантиметр, могут работать только специальные глубоководные аппараты. Авария показала, что индустрия пока не готова обеспечивать безопасность бурения на таких скважинах и таких глубинах.

В частности, система безопасности предусматривала возможность цементирования и отделения резервуара от скважины и наличие процедур контроля над углеводородами в скважине и тестов на давление в скважине, что позволило бы своевременно использовать превентор – устройство для герметизации устья скважины в чрезвычайной ситуации. Превентор был оборудован и системой автоматического закрытия. Также на платформе были установлены аппараты с дистанционным управлением, которые могли закрыть превентор и загерметизировать скважину принудительно. BP признала, что несколько контрольных механизмов для предотвращения инцидента не сработали.

Ситуацию усугубил человеческий фактор: согласно конспекту брифинга для членов Конгресса США, с которым удалось ознакомиться The Wall Street Journal, результаты испытания скважины на герметизацию отрицательным давлением за несколько часов до прорыва указывали на аномалию. Тем не менее персонал решил, что испытание пройдено успешно. Эта грубая ошибка, скорее всего, и стала отправной точкой катастрофы.

Дело в том, что при бурении скважин давление бурового раствора должно быть не выше, чем давление в пласте, иначе раствор «забьёт» пласт и дебит скважины упадёт. Если же давление бурового раствора на забое окажется ниже пластового, то произойдёт авария с «выбросом» оборудования.

По неверно интерпретированным результатам испытания персоналом было принято решение замещать в скважине тяжёлый буровой раствор. При этом по каким-то причинам был нарушен обмен информацией и операторы не могли достоверно знать, сколько раствора поступает из скважины. После прорыва попутных газов выяснилось, что цементирование скважины было недостаточным. Однако представители Transocean, владельца платформы, и компании Halliburton, подрядчика цементирования обсадной колонны, утверждают, что рабочие выполняли указания представителей BP согласно контрактам и ответственность за последствия их действий несёт нефтяная компания.

Барак Обама: «Заткните чёртову дыру»

Сейчас специалисты BP пытаются заглушить скважину методом top kill («убийство сверху») – стараются вновь закачать в противовыбросовый превентор, находящийся на полуторакилометровой глубине, тяжёлый раствор, после чего зацементировать скважину. Операция транслируется в прямом эфире несколькими телеканалами, однако шансы на успех BP оценивает в 60–70%. До этого компания пыталась накрыть скважину бетонным куполом или подвести к ней специальную трубу для откачки нефти. Однако установить купол помешали поступающие из скважины газовые гидраты, а через трубу, введённую в райзер скважины, удаётся откачивать лишь тысячу баррелей нефти в сутки.

Если попытка зацементировать скважину будет безуспешна, то американским нефтяникам останется лишь надеяться на «перехватывающую» скважину, которая возьмёт на себя большую часть дебита аварийной. Но бурение такой скважины займёт не менее трёх месяцев, да и опыта подобной ювелирной работы на полуторакилометровой глубине в мире нет. Уже сейчас мероприятия по ликвидации последствий аварии в Мексиканском заливе сравнивают с дистанционной операцией на сердце, которую проводят с закрытыми глазами.

Газета «Вечерний Петербург» ссылается на руководителя лаборатории Всероссийского нефтяного научно-исследовательского геолого-разведочного института (ВНИГРИ), доктора геолого-минералогических наук Юрия Подольского, который считает, что нефть «так и будет изливаться, пока не упадёт давление или она не вытечет вся из зоны дренажа скважины. Запасов месторождения, на котором произошла катастрофа, я не знаю, но они явно выше миллиона тонн: в противном случае месторождение было бы попросту нерентабельным. Допустим, запас – 10 миллионов тонн. В сутки пока выливается 5–6 тыс. баррелей нефти (это около 800 тонн). Разделите, и получится, что нефть может сочиться 12500 дней, то есть почти 35 лет».

Пока нефтяники пытаются лихорадочно, по выражению президента США Барака Обамы, «заткнуть проклятую дыру», с каждым днём увеличивается брешь в финансах British Petroleum. За пять недель борьбы с утечкой компания уже потратила 760 млн. долларов на устранение аварии, отмечает The Wall Street Journal, ссылаясь на данные компании. С учётом штрафов и исков сумма может превысить 60 млрд. долларов, полагают эксперты газеты The Guardian. Издание «Газета.ru» приводит мнение аналитика ФК «Открытие» Вадима Митрошина, который считает, что ВР уже потеряла около трети своей капитализации. «В апреле ADR компании стоили около 60 долларов, сейчас – чуть выше 40, всего в течение месяца потеряно около 65 млрд. долларов», – подсчитывает газета.

Положение компании не улучшает и авария, случившаяся 25 мая на Трансаляскинском нефтепроводе. Там разлилось несколько тысяч баррелей нефти, и нефтедобытчики на севере Аляски будут вынуждены сократить добычу. Эксперты полагают, что эта авария, хоть и многократно меньшая по размерам, может ухудшить отношение американцев к компании.

Никто пока не может назвать ущерб, который нанесён в результате аварии флоре и фауне мирового океана. В трёх штатах США – Миссисипи, Луизиане и Алабаме – объявлено чрезвычайное положение. Гигантское нефтяное пятно, отчётливо видное даже из космоса, уже достигло главного течения Мексикан-ского залива и теперь движется в сторону архипелага Флорида-Киис, цепи коралловых островов и рифов. В зоне экологической катастрофы, скорее всего, окажутся Флорида и Майами, а также такие страны, как Мексика и Куба.

Пятно уже достигло островов Шанделюр, входящих в состав национального заповедника. Здесь проходят пути миграции птиц на юг, а в лесах и болотах сформировалась уникальная экосистема, которой нефть грозит уничтожением. Несмотря на усилия тысяч волонтёров и – нужно отметить – специалистов, работающих с BP, уже очевидно, что ущерб, нанесённый животному миру побережья и островов залива, огромен.

Кроме пятен, передвигающихся по поверхности, обнаружены скопления углеводородов на дне Мексиканского залива, вероятно, образованные нефтью, связанной диспергирующими веществами, которые используются BP для локализации последствий аварии. Президент США Барак Обама назвал происходящее в Мексиканском заливе «потенциально беспрецедентной экологической катастрофой».

Нанесён огромный ущерб экономике южных штатов США. По данным исследования специалистов центра Harte Research Institute в Техасе, утечка нефти нанесла экономике зоны Мексиканского залива ущерб в 1,6 млрд. долларов, в том числе экосистеме – 1,5 млрд. и туризму – 77,6 млн.

«Эпоха «трудной нефти» уже наступила»

Очевидно, что последствия аварии на Deepwater Horizon распространились далеко за пределы Мексиканского залива. Первое и самое очевидное последствие – запрет на бурение новых нефтяных скважин у побережья арктических территорий США до 2011 года. На этот шаг администрацию США подтолкнули опасения, что разлив нефти в Арктике может иметь даже худшие последствия, чем тот, который уже произошёл в Мексиканском заливе, сообщает Lenta.ru. 

За то время, пока работы у побережья Аляски проводиться не будут, специалисты дополнительно изучат технологию бурения и проверят, могут ли США справиться с разливом нефти в Арктике. Это решение напрямую затронет интересы компании Shell, которая уже получила почти все необходимые разрешения на бурение пяти разведочных скважин; три из них должны были начать бурить уже летом 2010 года.

Возникает дискуссия вокруг безопасности шельфового бурения вообще: сторонники добычи акцентируют внимание на том, что на аварийной скважине не велась промышленная добыча, она была экспериментальной, а шельфовая добыча ведётся на гораздо меньших глубинах. В российских СМИ появилась целая серия публикаций, подчёркивающих надёжность буровых установок проекта «Сахалин-2». «Мы добываем нефть на глубине около 40 метров, – рассказывает представитель компании-оператора «Сахалин Энерджи» Иван Черняховский. – А максимальная глубина на российском шельфе может доходить до 300 метров, в районе Штокмановского месторождения», – цитирует эксперта журнал «Итоги».

В США же эксперты считают, что первопричины катастрофы лежат глубже. «Израсходовав большую часть легкодоступных запасов нефти, нам теперь приходится добывать её во всё менее благоприятных условиях, всё более рискованными и потенциально опасными для экологии способами, – пишет The New Yorker. – Точно ответить на вопрос, прошли ли мы уже ту точку, когда общемировые запасы нефти начинают истощаться, не может никто, однако эпоха «трудной нефти», как выразился профессор Гемпшир-колледжа Майкл Клер, несомненно уже наступила». И с этим трудно не согласиться.

В обзоре использованы материалы The New Yorker, Lenta.ru, «Итоги», «Вечерний Петербург», EnergyLand.info.

[title=»Из досье «СЭ»» width=»100%»]
Deepwater Horizon – платформа для сверхглубоководного бурения – была построена в 2001 году. Собственником платформы была компания Transocean, которая вела исследовательское бурение в рамках выполнения условий контракта с BP. В сентябре 2009 года Deepwater Horizon пробурила в Мексиканском заливе в районе месторождения Тайбер скважину глубиной 10680 м, при этом 1259 м приходилось на водяную толщу. 20 апреля 2010 года, когда судно находилось в центральной части Мексиканского залива южнее Луизианы, платформа взорвалась и загорелась, а ещё через два дня она затонула на глубине 1500 м. Из 126 человек экипажа 115 спасены, 11 считаются погибшими. В результате аварии фонтанирующая скважина выбрасывает на поверхность Мексиканского залива, по разным оценкам, от 5 тыс. до 100 тыс. баррелей нефти в сутки.
Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры