Проигравших судят
На этой неделе ИРО «Единой России» попало в топ-новости всех федеральных СМИ. Третий проигрыш на выборах мэра в крупном городе региона. Мнения экспертов разделились. Одни полагают, что провал на выборах мэра Братска не повлечёт за собой смену руководства регионального отделения, другие уверены – Людмила Берлина расстанется с креслом секретаря ИРО. Политологи задаются вопросом, будет ли генсовет «ЕР» «менять коней» накануне выборов в «промышленной столице» области – Ангарске? И многие из них сходятся во мнении: стоит ждать замен фигур «второго плана». Что уже продемонстрировал губернатор, уволив во вторник своего первого зама Юрия Параничева и начальника управления по региональной политике Сергея Кушнарёва.
На выборах мэра Братска кандидат от КПРФ Александр Серов набрал 39,71%, два единоросса – Александр Доскальчук и Сергей Гришин – взяли 21,76% и 16,8% соответственно. Справоросс Константин Орлов получил 10,86%, самовыдвиженец, бывший коммунист, исключённый из рядов КПРФ, Валерий Пигарев – 3,26%, «сокол Жириновского» Сергей Магдалинов – 2,85%. И пенсионер, самовыдвиженец Виктор Скурковин – 0,89%. Явка составила 30,17%. Практически повторилась ситуация Иркутска: конфликт между двумя представителями партии «Единая Россия» вывел на пьедестал третьего. Им снова оказался беспартийный бизнесмен, поддержанный КПРФ. Но весь трагизм ситуации в том, что на выборах мэра Братска «Единая Россия» сменила методику на прямо противоположную иркутской. И снова провал.
«Медведи» в разборках
«Медведи» поразили политтусовку ещё в начале кампании. Они вообще отказались от официального кандидата, пустив Гришина и Доскальчука самовыдвижением. Жизнь «вприглядку» окончилась в начале мая, когда партия объявила о поддержке Сергея Гришина. Александру Доскальчуку партийцы рекомендовали сняться с выборов, от чего он отказался. Никаких санкций не последовало, из чего наблюдатели сделали вывод, что решение «поиграть в демократию» принято на уровне генсовета. И именно потому, что в победе Гришина в центральном руководстве не были уверены. Штаб Сергея Гришина несколько раз обращался к Александру Доскальчуку с просьбой сняться «во имя общего дела». Не-
сколько недель назад источник в политсовете ИРО «ЕР» высказал опасение, что конфликт двух «медведей» спровоцирует протестное голосование и победит кто-то третий. В общем, так и получилось, что констатировала в своём комментарии по итогам выборов секретарь ИРО Людмила Берлина: «Подобная ситуация говорит прежде всего о неудовлетворительном положении с партийной дисциплиной в Иркутском региональном отделении партии, о неготовности отдельных членов партии принимать непростые решения и консолидироваться ради общих целей».
А в финале кампании настроение электората «подогрели» судебные разборки «медведей», а именно – два иска в Братский городской суд об отмене регистрации Александра Доскальчука (ранее в СМИ утверждалось, что иск был только один – Валерия Пигарева). Как рассказал «Конкуренту» Валерий Пигарев, он направил иск 4 мая. Основание – в собранных в поддержку и.о. главы администрации подписях не обозначены подстрочники и примечания. «Дело должно было быть рассмотрено 9 мая, однако, по информации моего юриста, оно просто затягивалось, к примеру, судья дважды не являлся на процесс», – сказал Валерий Пигарев. Тем временем в суде появился аналогичный иск, но уже от другого кандидата – помощника директора ООО «Воин» Виктора Скурковина. Суд объединил два иска, это ещё затянуло процесс. В результате 18 мая производство по объединённому делу пришлось прекратить, поскольку сроки, отведённые выборным законодательством для снятия кандидата с кампании (пять дней до выборов), завершились. Вину за эту судебную комедию, разыгранную аккурат накануне выборов, по мнению наблюдателей, несут оба штаба единороссов. Людям Сергея Гришина приписывают ангажемент Валерия Пигарева, а Виктору Скурковину вменяют исполнение роли технического кандидата Александра Доскальчука. Впрочем, источник «Конкурента» в политсовете «Единой России» опроверг любую связь Пигарева с «ЕР». «Никаких заказов ни от одной из партий я не получал», – заявил и сам Валерий Пигарев. Как пояснил «Конкуренту» второй секретарь обкома КПРФ Евгений Рульков, на муниципальных выборах осенью 2009 года Виктор Скурковин был исключён из рядов КПРФ «в связи с появлением зависимости от администрации города Братска». Скурковин выступил, как утверждает Евгений Рульков, на стороне официальных властей Братска в нашумевшем деле снятия братских коммунистов с выборов.
«Глядя на двух единороссов, которые долго не могли выяснить отношения, избиратели приняли вполне объяснимое решение – голосовать в протест», – считает политолог Сергей Ильин. «Любопытно, что при полярно противоположных методиках – полном зажиме основного противника в Иркутске и свободной конкуренции в Братске – «Единая Россия» получила абсолютно одинаковый результат – разгромно проиграла», – заметил политолог Александр Кынев.
Чёрная полоса
После того как стало окончательно ясно, что «Единая Россия» получила третий, после Иркутска и Усть-Илимска, проигрыш в регионе, федеральные эксперты не стали скупиться на эпитеты. Президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов 23 мая заявил: «Основная политическая ответственность за неудачу в Братске лежит на губернаторе Дмитрии Мезенцеве». А первый заместитель секретаря президиума генсовета «ЕР» по вопросам региональной политики Сергей Неверов посчитал, что в проигрыше виновно региональное отделение, не сумевшее представить единого кандидата. «Разделить» неудачу с исполнительной властью решила и Людмила Берлина. «Результаты состоявшихся выборов мэра города Братска требуют честной оценки работы не только Иркутского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия», но и власти в целом», – сказано в её официальном заявлении, распространённом ИРО по итогам выборов.
Между тем 31 мая –1 июня делегация ИРО «ЕР» отправляется в Москву. Среди приглашённых – Людмила Берлина, Геннадий Нестерович, Виталий Шуба, Сергей Белокобыльский, Олег Каньков. Мнения экспертов разделились. Часть полагает, что по результатам этой поездки отставка Людмилы Берлиной возможна, но маловероятна. «Стоит помнить, что помимо ошибок «медведей» у такого голосования есть ещё одна веская причина – реальное ухудшение жизни людей из-за кризиса. Я думаю, это учтут при вынесении оценок», – сказал Сергей Ильин. «На носу выборы в Ангарске и Шелехове, – напомнил Евгений Рульков. – Менять руководство сейчас – значит рисковать ещё больше». «Оргвыводы в любом случае будут, но в зависимости от статуса фигуры руководителя реготделения они могут быть отложены», – считает и Александр Кынев. До осенней конференции «ЕР» замен не должно быть, согласен источник, близкий к «Серому дому». Эксперты считают, что дополнительный «иммунитет» Людмиле Берлиной даёт кресло председателя областного парламента. Снять её сейчас – значит дать зелёный свет для «дележа кресла» не только в ИРО, но и в Заксобрании. Впрочем, существует версия, что Берлину могут лишить кресла секретаря ИРО, оставив спикером. «Во вторник на фракции «ЕР» Людмила Берлина в ответ на реплику губернатора о том, что отныне он намерен уделять выборам особое внимание, заметила: «Это уже без меня». Очевидно, она сама уже не готова работать в таких условиях», – сказал источник «Конкурента» в политсовете ИРО.
Стоит вспомнить, что Людмила Берлина пришла на руководство реготделением в середине 2008 года. А вот хроника «малых и средних» проигрышей «ЕР» началась ещё с 2007 года. «Единая Россия» системно страдает отсутствием продуманной стратегии и кадровой политики», – заметил Александр Кынев. К слову, ещё осенью 2009 года результаты «ЕР» на муниципальных выборах избирком официально назвал «триумфальными». И в этом была доля правды. Кроме проигрыша в Усолье-Сибирском, «медведи» сумели взять почти 100% Думы Иркутска, «ЕР» обеспечила себе большинство в сложном Усть-Илимске и показала «дубль-успех» в Братске – и в думской кампании, и на выборах мэра. И процессом тогда «рулила» именно Берлина.
«Возможно, генсовет даст нам право провести разбор ситуации внутри регионального отделения, – предположил единоросс Александр Битаров, оставивший после мартовских выборов кабинет первого вице-премьера регионального правительства. – Во всяком случае, такой вариант развития событий точно будет обсуждаться». А источник, близкий к «Серому дому», уже предположил: в поисках виновных могут пострадать лица «второго уровня». К примеру, руководитель исполкома ИРО «ЕР» Светлана Брагина или руководство местного отделения «ЕР» в Братске. Тучи, очевидно, сгустились и над самим Александром Доскальчуком. «В результате из-за личных амбиций Александра Доскальчука одержал победу третий», – не-
двусмысленно заявил «Правде.ru» Сергей Неверов. Людмила Берлина тоже прозрачно намекнула, чьи аппетиты «съели» победу. Однако ясно, что «медведи», переваливая вину с одного на другого, отлично понимают: даже простое сложение двух результатов кандидатов «ЕР» – это меньше той цифры, которую получил Александр Серов. «Ситуация в Братске была очень сложной: общая кризисная ситуация, уход и второй приход Серебренникова. Люди не могли на это не реагировать», – констатировал депутат ЗС Андрей Чернышев.
Между тем губернатор уже сделал шаг, который наблюдатели расценили как «показательную порку». Во вторник пресс-служба «Серого дома» распространила информацию о трёх отставках в правительстве. Губернатор подписал заявления об отставках первого зама Юрия Параничева, начальника управления губернатора и правительства Иркутской области по региональной политике Сергея Кушнарёва и советника Евгения Канухина. На фракции «ЕР» во вторник, как рассказал источник «Конкурента» в политсовете ИРО, парламентарии высказали губернатору своё недовольство его самоустранением от процесса выборов. На что тот ответил, что сделал это после Иркутска «намеренно», и достаточно было набрать его номер телефона, «и Доскальчук бы снялся».
Вчера, выступая на сессии, обращаясь к депутатам, он сказал: «Давайте жёстче говорить друг другу вещи, которые формально неприятны», – намекая на то, что от него скрыли реальную ситуацию в Братске. «Давайте всё больше политические сплетни из коридоров превращать в дискуссию глаза в глаза», – продолжил Дмитрий Мезенцев. Нынешняя политика, по его мнению, не приносит ничего, кроме «имиджевых потерь для области». Глава правительства пообещал создать совет «по общественно-политическим вопросам» из 10–15 экспертов, которые «не имеют должностей» и являются независимыми.
Губернатор заявил, что последними кадровыми решениями намерен продемонстрировать способность к жёстким решениям. Однако напрямую этот свой поступок с итогами выборов не связал. Вчера он также отказался комментировать свои кадровые решения. «Насколько мне известно, Юрий Параничев в последнее время курировал региональную политику, – сказал Александр Битаров. – Сергей Кушнарёв также отвечал за регион. Видимо, они назначены ответственными за итоги выборов в Братске. По крайней мере, такая версия будет доминировать». За что пострадал Евгений Канухин, губернатор пояснил сам, отвечая на вопросы СМИ во время визита на Иркутский авиазавод. Канухин не сумел справиться с «напряжённой ситуацией» в Ангарске. Есть и другая версия, её озвучил собеседник «Конкурента», пожелавший остаться неназванным. «Канухин готовится к выборам мэра Ангарска, и потому ему сейчас не нужно, чтобы его ассоциировали с «Серым домом», – сказал он. – Юрий Параничев давно намеревался покинуть правительство, а должностные обязанности Сергея Кушнарёва пересекались со служебными полномочиями вновь назначенного Сергея Серебренникова. Так что отставки всё равно были бы, но теперь их можно выставить в нужном свете». Между тем губернатор заявил депутатам-единороссам, что выборам в Ангарске намерен уделить особое внимание.