Сетевой казус
В Братске часть тепловых сетей оказалась заложником частных владений
Состояние тепловых сетей, по которым в дома поступает тепло и горячая вода, – тема для жителей Иркутской области сложная и во многих случаях болезненная. Чаще всего это связано с изношенностью сетей – значительная часть из них находится в эксплуатации более 25 лет. Ежегодно в ремонт и реконструкцию тепловых сетей компания «Иркутскэнерго» вкладывает немалые деньги. Но существуют и проблемы совершенно иного характера – когда местонахождение сетей оказывается, к примеру, на территории частного участка, на котором, кроме грядок, построены теплицы, бани и т.д. Как быть в случаях, когда эти сети необходимо ремонтировать? Работники тепловых сетей ТЭЦ-6 в Братске имеют свои методы работы в таких ситуациях.
На балансе ТЭЦ-6 находится 390 км тепловых сетей в двухтрубном исполнении. Общая протяжённость братских сетей – 780 км. Это расстояние больше, чем от Братска до Иркутска. В среднем общая нагрузка по сетевой воде – 8,5 тыс. тонн в час. Исходя из территориальных особенностей города, для удобства эксплуатации все сети, а это пять отдельных участков, находятся на обслуживании двух районов – района тепловых сетей №1 (РТС-1) и района тепловых сетей №2 (РТС-2).
Около 240 км сетей принадлежит ОАО «Иркутскэнерго», примерно 150 км принято в аренду у администрации города в 2003 году. Техническое состояние и тех и других сетей разное, но чаще всего именно с арендованными сетями и возникают подобные казусы.
Как объяснил начальник РТС-1 Максим Палей, всё дело в том, что строительство некоторых из них пришлось на эпоху «безвременья», как многие называют 90-е годы. В городе, например, есть коттеджный посёлок в 27 микрорайоне, который строился именно в этот период крупными братскими предприятиями – БрАЗом и БЛПК для своих работников, и частный сектор района Телецентр. Надлежащего контроля проектно-сметной документации, качества строительства и применяемых для строительства материалов не было, хотя в те годы в Братске существовало теплоэнергетическое предприятие (ТЭП) – посредник между производителем тепла и потребителями. В других подобных эпизодах жители строили сети к своим домам самостоятельно, в складчину, и строили их буквально из подручного материала, без соблюдения каких-либо технологических норм и правил. Процесс приёмки сетей на баланс города также был упрощён до минимума. Позднее ТЭП прекратило своё существование, и все сети были переданы в аренду «Иркутскэнерго».
«Если мы взяли сети в аренду, значит, взяли на себя и обязательства по содержанию и ремонту этих сетей, – объясняет Максим Палей. – Во многих случаях не только возраст сетей, но и качество используемого материала и несоблюдение правил строительства определяют количество возникающих на тепловых сетях дефектов. При этом возникает необходимость их ремонта».
Вот тут и начинаются сложности. Техника у компании в большинстве своём тяжёлая, и можно представить, как будет выглядеть огород после захода туда, к примеру, 5-тонного экскаватора. А если над сетями построена теплица или баня? В тарифах «Иркутскэнерго» не заложены работы по восстановлению частных строений. Жители это не всегда понимают, требуя восстановления повреждённого имущества. Или вовсе не пускают на свою территорию, ссылаясь на закон о частной собственности. «Здесь может помочь только индивидуальная работа с каждым частным лицом в каждом конкретном случае, – считает Максим Олегович. – Какой-либо шаблон использовать невозможно. После разъяснений о вероятных последствиях большинство людей, конечно, относится с пониманием к необходимости ремонта. Чтобы мы смогли аккуратно отремонтировать сеть, проходящую на их участке, нанимаем, к примеру, лёгкую технику». В других случаях приходилось, наоборот, доказывать невозможность проведения серьёзных работ: для того, чтобы сегодня вывести с «огородов» сеть, которая, как заложница строительного хаоса 90-х, оказалась на территории частных владений, требуются миллионы рублей. Поэтому просьбы жителей на этот счёт осуществить практически невозможно – при удовлетворительном техническом состоянии самих сетей они не подлежат включению их в инвестиционную программу. Или когда температура достигает минус 30 градусов, нецелесообразно из-за незначительного повреждения в сети оставлять без отопления и горячей воды половину района как минимум на 3-4 часа. Разумнее локально свети до минимума последствия возникшего повреждения, а все необходимые работы провести, дождавшись, когда температура поднимется хотя бы до минус 20, – и жителям неудобств меньше, и работа будет выполнена качественно.
Но с какими бы сложными случаями ни приходилось сталкиваться работникам тепловых сетей, метод их работы с населением всегда один – диалог. Это принципиальная позиция руководства ТЭЦ-6, этим же методом, наряду с профессиональными навыками, овладевают и мастера и рабочие теплосетей.
Справедливости ради стоит отметить, что администрация Братска в этих вопросах идёт навстречу компании. Дефицитный бюджет города не позволяет властям вкладывать средства в инвестиционные программы ОАО «Иркутскэнерго» для осуществления капитальных ремонтов и прокладки новых теплосетей, но моральная поддержка тоже играет большую роль. Участвуя во всех совещаниях, посвящённых проблеме теплоснабжения города, представители администрации понимают, что работа с населением – одна из общих задач, стоящих перед властями и тепловикам. В особо сложных, конфликтных ситуациях совместно созданные комиссии не раз выходили, что называется, в народ, и эта разъяснительная работа приносила свои плоды.
Отопительный сезон 2009-2010 годов завершился. Суровые морозы нынешней зимы, которые попали, по заявлениям синоптиков, в разряд аномальных, как лакмусовая бумажка, смогли высветить все «слабые» места тепловых сетей. Отсутствие эксцессов и больших повреждений свидетельствует и о том, что предыдущая ремонтная программа была корректной, специалисты тепловых сетей смогли спланировать и выполнить именно те работы, которые обеспечили безаварийное прохождение отопительного сезона, что свидетельствует, прежде всего, об их высокой квалификации. Впереди – летние ремонты городских теплотрасс, а это значит, что энергетикам ещё не раз предстоит договариваться с горожанами.