История Иркутска – от пещерных людей до полуночи
Иркутский краеведческий музей стал третьим культурным учреждением в городе, рискнувшим присоединиться к акции «Ночь в музее», приуроченной к Международному дню музеев, который праздновался 18 мая. Сотрудники музея признаются, что решались на ночную экскурсию несколько лет, а в результате её популярность превысила прогнозируемую ровно в два раза: вместо ожидаемых восьмисот посетителей ночью 15 мая в краеведческом музее побывали 1650 человек.
Акция «Ночь в музее» не является ни обязательной, ни выборной – какой музей города будет поддерживать её в этом году. Каждый музей для себя решает сам – присоединиться или игнорировать. В Иркутске первопроходцем стал художественный музей им. В.П. Сукачёва – в нём акция прошла летом 2008 года. В прошлом году «Ночь в музее» иркутяне провели в музее декабристов. И этой весной краеведческий музей наконец-то решился.
– Рассылка из Парижа, от Международного союза музеев, с предложением присоединяться к акции нам приходит ежегодно. Условия простые: работа ночью, как можно больше посетителей и представление, которое раньше ещё не показывалось в музее. Всё это делается для привлечения внимания людей к музеям. Мы просто боялись, – признаётся заместитель директора по науке Татьяна Пушкина. – Желание провести «Ночь в музее» нас преследует последние несколько лет. Но у нас небольшой коллектив, и было страшно, что не сможем организовать в единое русло большое количество посетителей. А идей было много. И в прошлом мае мы посмотрели на коллег из музея декабристов и решились.
Концепцию придумали за месяц до самой акции. Она была простой и зрелищной одновременно – решили «оживить» экспозицию, то есть привязать театрализованное действие «к витринам». У экспозиции археологических артефактов сидели у костра пещерные люди в шкурах, шаманка около выставки бурятского фольклора символизировала коренные народности Прибайкалья, две институтки повествовали об образовании позапрошлого века, а губернатор «задвигал» что-то про политику партии на переломе веков – XIX и XX.
Всего круг по музею в произвольном направлении – или через первый этаж на второй, или наоборот, двумя встречными потоками – вмещал десять придуманных творческой группой сотрудников музея станций. Посетителям выдавались на входе «маршрутные листы», в которых на каждой станции ставилась отметка о прибытии. Кроме перечисленных станций были еще более необычные. Например, на станции «Танцевальная», посвящённой второй мировой войне, под музыку военного времени желающие могли потанцевать вальс с профессиональными танцорами классики. На станции «Синема» показывали немое кино с Чарли Чаплиным, хотя гораздо больше интереса вызывал скрытый в темноте живой тапёр.
Самым же необычным был трюк с «Лестницей страха» – винтовой замковой лесенкой со свешивающейся в пролёт петлёй и завывающим на верхотуре привидением. Впрочем, необычным было не привидение с петлёй, а то, что раньше на эту лестницу никого из посетителей не пускали.
Как в любом первом блине, были и недостатки. «Ночь в музее» была не ночью, а поздним вечером – ожившая выставка проходила с девяти до полуночи. Сама экспозиция была весьма небольшой – круг по музею даже в толкотне занимал не более получаса. Но разочарованных не было. И понятно почему. Несмотря на гордое звание столицы Восточной Сибири, в вопросе вечерне-ночных увеселений Иркутск крайне патриархален – или ложись спать, или иди в ночной клуб. Наконец-то начинает появляться разумная альтернатива. С некоторой образовательной пользой.
Фото Алексея ГОЛОВЩИКОВА
[/dme:img_group]