«Шершавым языком плаката»
«Иркутские художники о Великой Отечественной войне» – так называется выставка, развёрнутая в залах сибирского отдела Иркутского художественного музея. По словам организаторов уникальной экспозиции, сделана попытка приблизить время, передать атмосферу и дух той героической эпохи. В истории художественной жизни Иркутска 1941–1945 годов это период необыкновенного патриотического подъёма, творческого и физического напряжения живописцев и графиков, работающих в глубоком тылу. Ядро экспозиции – иркутские агитокна ТАСС – агитационные политические плакаты, отражающие наиболее значительные и актуальные события, происходящие на фронте, в тылу и на международной арене.
– «Окна ТАСС», как и «Окна РОСТА», созданные Маяковским в 20-х годах прошлого века, – рассказывает заведующая сибирским отделом музея Ирина Буханцова, – это самобытный вид агитационно-массового искусства, продолжение традиций русской народной картины – лубка. Лаконичный, острый рисунок, звонкий, контрастный цвет, остроумный текст, легко запоминающаяся рифма (над текстом работали писатели и поэты) печатались с оригинала вручную.
Мастерская агитокон ТАСС при Иркутском союзе художников и товариществе «Художник» была создана в сентябре 1941 года. Поначалу в неё входили 17 художников, вскоре после открытия часть из них проводили на фронт. Среди оставшихся одиннадцати такие мастера, как В. Томиловский, С. Развозжаев, Н. Шабалин, Н. Лодейщиков, А. Мадиссон, другие. Иркутские художники оперативно реагировали на сводки Совинформбюро, на факты и события, которыми жила страна. На углу улиц Литвинова и К. Маркса стоял большой стенд-витрина, где выставлялись оригиналы плакатов, смена выставок была постоянной, в любое время года толпился народ. Оригиналы плакатов тиражировались в залах художественного музея. Лучшие образцы демонстрировались на художественных выставках в Москве. Известный советский художник Соколов-Скаля, участник московских «Окон ТАСС», говоря о плакатах Ленинграда, Куйбышева, Саратова, писал, что «одно из первых мест среди них занимают иркутские «Окна». Летом 1944 года организована необычная выставка, во всех витринах магазинов на ул. К. Маркса было выставлено несколько сот оригиналов иркутских агитокон. Впечатление было огромным.
– Уже в первых плакатах, – продолжает Ирина Буханцова, – художники обращались к героическому прошлому русской истории, напоминая о борьбе с иноземными захватчиками. Это работы М. Грановцевой «Победа Александра Невского», В. Томиловского «Кутузовская выдержка». Сильному портретисту С. Развозжаеву доверили выпуск плакатов с изображением вождей «Знамёна РККА». Художнику Г. Ракову удалось передать в карикатурах самое характерное в обликах и поступках фашистских главарей. Сатирические плакаты «Генерал удирал», «Домой» принадлежат Александре Мадиссон, которая с 1943 года возглавляла иркутские «Окна ТАСС». Тема «Тыл – фронту» представлена плакатами Томиловского, такими, к примеру, как «Построим истребители «Иркутский МОПР». Праздничный и последний номер «Знамя победы» был выпущен 2 мая 1945 года. За годы войны было издано более 600 плакатов. Около 400 оригиналов передано в фонд художественного музея.
В экспозиции представлены и живописные произведения. Среди них выделяются работы времён войны – Н. Шабалина «Смерть Зои», эпическое полотно одного из ярких мастеров иркутской художественной школы А. Жибинова «Красноармейский дозор на берегах Норвежского фиорда» (1944 г.). В экспозиции можно увидеть портреты ветеранов Великой Отечественной войны кисти иркутских живописцев А. Рубцова, А. Костовского, работы Е. Шпирко, П. Авенариуса, Е. Ушакова, других. И как дань памяти людям и событиям огненных лет – триптих народного художника А. Алексеева «Каждый год 9 мая в парке Победы».