издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Научиться радоваться жизни

  • Автор: Елена ИГНАТЬЕВА, студентка 4 курса

Первое, что я увидела, войдя в кабинет Алексея Шляпкина, начальника Ангарской детской исправительной колонии, – стоящий в вазе букет роз. В первый момент мне показалось, что их нежно-розовые лепестки просто неуместны в этом казённом учреждении, где отбывают наказание подростки 14–19 лет за тяжкие и особо тяжкие преступления, в большинстве случаев умышленные: изнасилование, грабёж, убийство, разбой, вымогательство. Шляпкин, поймав мой изумлённый взгляд, пояснил: «Розы выращены у нас, в колонии. Это такой метод реабилитации малолетних преступников – садовая терапия».

Конечно, я слышала, что растения помогают реабилитироваться инвалидам, пожилым людям, но вот преступникам… 

В Ангарскую колонию попадают ребята как из неблагополучных семей, так и из благополучных, но таких меньше. Этим пацанам не повезло с семьёй: кому-то родители уделяли слишком мало внимания, а кому-то и вовсе находиться в семье было просто опасно для жизни и здоровья. Многие из тех, кто сейчас пребывает в колонии, в основном, конечно, из неблагополучных семей, не имеют элементарных бытовых навыков – не могут себе яичницу поджарить, гвоздь забить. Кто-то из них вообще впервые лёг спать на чистые белые простыни в исправительной колонии.

– Самое главное для нас после того, как только подросток переступает порог нашего учреждения, начать его подготовку к выходу на свободу, – говорит Алексей Шляпкин. – Поэтому наш персонал обращается к ним не как к заключённым и преступникам, а как к простым гражданам. Мы стараемся помочь им переосмыслить совершённые поступки, научиться видеть не только тёмные стороны жизни, но и светлые, понять, в чём смысл жизни. 

Для этого в колонии есть все возможности: имеется собственное хозяйство, в котором ребята занимаются, конечно, под руководством опытных мастеров, разведением свиней и кур. Выращивают на огороде овощи, которые потом попадают на стол самих осуждённых, а излишки – на столы жителей близлежащих населённых пунктов. На территории колонии находятся общеобразовательная школа и профессиональное училище, в котором воспитанники получают профессии животновода и овощевода. Так что при освобождении они будут иметь трудовые навыки. Есть в колонии и собственный театр, ансамбль, различные кружки. Там можно даже научиться играть на флейте. Существует и футбольная команда, кстати, на недавних соревнованиях занявшая пятое место среди взрослых команд. На территории исправительной колонии есть молельная комната, а в дальнейшем планируется построить храм при поддержке отца Феофана. 

Одно смущает начальника колонии: пока подростки находятся на обеспечении колонии, имеют возможность учиться и трудиться, общаться с педагогами, мастерами, они чувствуют себя нужными обществу. Но стоит им только выйти на свободу, как они будут вновь предоставлены сами себе. Особенности их психики таковы, что если им попадётся хороший человек, они будут вести добропорядочный образ жизни, а попадись им на дальнейшем жизненном пути преступник, они вновь встанут на скользкую дорожку. Поэтому психологи и воспитатели стараются помочь ребятам найти себя, укрепить «внутренний стержень». 

С этой же целью вот уже почти год, как совместно с ботаническим садом в колонии работает новая программа реабилитации несовершеннолетних преступников – садовая терапия. В зимнем саду, где ребята работают по очереди, есть аквариум с рыбками, декоративный фонтан, растут тропические растения. Многое здесь сделано руками воспитанников. В зимнем саду проходят тренинги и уроки, направленные на профилактику повторения случаев правонарушений. Людмила Михайловна Третьякова, психолог колонии, поясняет: «В отношении малолетних преступников садовая терапия применятся на Западе уже давно. В нашем регионе это первый опыт. Главная задача психологов – вывести на уровне подсознания мотив совершённого преступления. Через программу выращивания из семечка растения, с непосредственным уходом за ним, у малолетних преступников развивается моторика рук, мыслительный процесс, формируется и укрепляется психология подростка.

Зимний сад – гордость колонии – ещё растёт и развивается. В перспективе – дальнейшее благоустройство сада, приобретение профессиональных приборов для психологов. Занятия в зимнем саду проводятся параллельно с программой «Школа будущих отцов». Из-за сложившихся жизненных обстоятельств у большинства ребят отсутствует тяга к созданию семьи. А хлопоты по уходу за растением аналогичны заботам о ребёнке. По этой программе с воспитанниками колонии занимаются педагоги и психологи, проводятся уроки и тренинги. 

«Научить ребят радоваться тому, что можешь вокруг видеть, слышать, чувствовать, – это самое большое счастье», – подытоживает разговор Алексей Шляпкин. Думаю, что, глядя на цветущие растения, в голову должны приходить мысли только о счастливом будущем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры