Евгений Фёдоров: «Новый этап развития «Иркутскэнерго» будет агрессивным»
Иркутские энергетики заявляют о начале посткризисного развития региональной энергосистемы. Евгений Фёдоров, ставший 1 марта исполнительным директором ОАО «Иркутскэнерго», в интервью «Конкуренту» обещает, что оно будет агрессивным. Отвечая на вопросы ЕКАТЕРИНЫ АРБУЗОВОЙ, он рассказал о своих впечатлениях от первых дней работы в компании.
– Что было определяющим при принятии решения сменить кресло топ-менеджера РУСАЛА на кресло исполнительного директора «Иркутскэнерго»?
– Большая, стабильно развивающаяся компания – разве не главный аргумент для любого менеджера?
– Ваш брат Денис Фёдоров является гендиректором «Газпром Энергохолдинга». Стремление работать в энергетическом секторе – семейное?
– Наш отец Владимир Алексеевич Фёдоров – доктор технических наук. Он всю жизнь проработал на Калужском турбинном заводе, так что можно сказать, что в энергетике мы с братом с рождения.
– С марта вы занимаете должность исполнительного директора «Иркутскэнерго». Как оцениваете нынешнее состояние компании?
– В «Иркутскэнерго» сейчас не существует больших технических проблем. По прошлому году коэффициент готовности оборудования на ТЭЦ «Иркутскэнерго» составил в среднем 98,82%, на ГЭС – 99,47%. Это одни из самых высоких показателей по стране. Компания стабильна и с экономической точки зрения, нет особых проблем с финансированием инвестиционной и операционной деятельности. Более того, в этом году предполагается гораздо больший объём капитальных вложений: начинается период возобновления развития, которое по понятным причинам в прошлом году затормозилось. Инвестиционная программа будет увеличена в полтора раза и составит 5,2 миллиарда рублей. Основная доля инвестиций будет по-прежнему направлена на увеличение надёжности оборудования. Оставшиеся средства пойдут на реализацию эффективных и окупаемых проектов, развитие и реализацию программы по реконструкции схем теплоснабжения.
– В техническом отношении над чем, прежде всего, придётся работать?
– Существуют проблемы, которые давно обсуждаются в регионе. Это и состояние тепловых сетей в Иркутске, и дальнейшее развитие генерации в целом по области. К слову, на программу обеспечения надёжности планируется направить около 3,5 миллиарда рублей. Программа предусматривает замену поверхностей нагрева и элементов топки котлов, реконструкцию турбин и паропроводов на ТЭЦ и т.д. Программа покрытия растущего энергопотребления предполагает выполнение ТЭО новых энергоисточников, в том числе – ТЭС в Усть-Кутском районе.
– В связи со стабилизацией ситуации в энергетическом секторе компания намерена сокращать кредитный портфель?
– Кредитный портфель «Иркутск-энерго» находится на нормальном уровне – проблем с обслуживанием кредитов и их гашением нет, компания не «закредитованная», как многие другие в отрасли. Банки на сегодняшний день благосклонны, ведётся повсеместное снижение ставок по новым и старым заимствованиям. Что касается облигационных займов, то это, скорее, резерв на будущее – в районе 5 млрд. рублей в плане. Пока же предпосылок нет, но почему не попробовать, если стоимость денег по кредиту окажется выше?
– С учётом того, что вы возглавляли инжинирингово-строительный дивизион ОК РУСАЛ, можно ли утверждать, что вас пригласили не для антикризисного управления «Иркутскэнерго», а для реализации его новых проектов?
– Скажем так: посткризисный, новый этап развития компании будет довольно агрессивным, хотя, безусловно, основной задачей будет являться повышение эффективности операционной деятельности.
– Какие проекты «Иркутскэнерго» вам наиболее симпатичны?
– Однозначно я сторонник темы теплофикации и закрытия неэффективных тепловых мощностей с дозагрузкой тепловых станций: примером можно считать проект «Малый Юг», параллельно с которым будут реализовываться и другие проекты в этом направлении, в ближайшие годы это позволит закрыть нам десятки неэффективных и неэкологичных котельных. В целом у меня очень хорошее впечатление от портфеля инвестпроектов «Иркутскэнерго». У компании есть видение того, как она будет развиваться в ближайшие десять лет. Конечно, внешние факторы будут корректировать эту программу: к сожалению, мы не до конца удовлетворены правилами долгосрочного рынка мощности, дающими специальные преференции объектам, строительство которых будет осуществляться в рамках договоров предоставления мощности; мы не до конца понимаем, как будут реализовываться проекты развития газоснабжения в Иркутской области, и так далее.
– Какой вид генерации, на ваш взгляд, наиболее перспективно развивать в Иркутской области?
– Часть энергоисточников, безусловно, эффективно перевести на газ: те же объекты в Братске. Там уже работает наша пилотная газовая электрокотельная, есть планы по строительству мини-ТЭЦ. Здесь же рассчитываем частично перевести на газ ТЭЦ-6. Отдельная тема – перспективы перевода на газ Иркутска, Ангарска, Саянска. Проекты смотрятся интересно, но в лучшем случае их реализация станет возможна только через семь-десять лет, и, безусловно, решение об их реализации будет зависеть от ценовой политики Газпрома в Восточной Сибири. Вместе с тем это не означает повсеместного отказа от угольной генерации. Мы говорим о симбиозе угольной, газовой и гидроэнергетики.
– На каких объектах компании вы уже успели побывать? Как оцениваете их состояние?
– Первые свои выходные в теперешней должности провёл на Ново-Иркутской ТЭЦ. У единственного теплоисточника в городе очень серьёзная задача – надёжно обеспечивать теплом город, в котором проживает более полумиллиона человек. Также в первые дни побывал на Братской ГЭС и ТЭЦ-10 в Ангарске, где проходили балансовые комиссии.
– Вы намерены инициировать кадровые изменения в компании?
– Пока не готов ответить. Думаю, как у руководителя у меня есть классические сто дней управления, чтобы разобраться в ситуации. Но «Иркутскэнерго» никогда не было закостенелой структурой, скорее наоборот – мобильно на изменения, с положительной динамикой. Это я буду учитывать.
– Насколько позитивно для компании то, что звено топ-менеджеров молодеет?
– В моём понимании возраст – важный фактор, но не единственный и не главный. Приоритет всё же принадлежит профессионализму и увлечённости делом, нацеленности на результат.
– Вы предпочитаете вахтовый метод или намерены жить в Иркутске?
– Пока прошло не так много времени, чтобы составить чёткое мнение о городе и регионе, но обустраиваюсь, планирую в ближайшее время перевезти семью. В будущем познакомлюсь и с развлечениями сибиряков: скажем, в следующем сезоне попробую встать на горные лыжи, а в этом году, будет время, посмотрю на энергетику Байкала глазами туриста.