Полный улёт
«Иркутский репортёр» выяснил, как найти дешёвые авиабилеты
«Путешествовать – это классно, нестрашно и недорого. Главное – знать маршрут и даты вылета», – считает Максим Милютин, организатор страноведческих лекций в Иркутске. Себя он называет «airline freak» – «самолётный чудак»: покупка дешёвого авиабилета для него одновременно необходимость и хобби. На мастер-классе в творческой студии «Citycelebrity» Максим Милютин рассказал, как улететь летом в Париж за десять тысяч рублей, чем плохи российские бюджетные авиалинии и почему вас могут не пустить в индийский аэропорт. А корреспондент «Иркутского репортёра» ЕКАТЕРИНА АРБУЗОВА выяснила: поиск дешёвых авиабилетов подходит тем, у кого времени больше, чем денег.
Послушать мастер-класс 26-летнего Максима Милютина в иркутской студии «Citycelebrity» собрались человек тридцать – все молодые, многие ещё студенты. «Универсальной схемы по покупке дешёвых авиабилетов не существует, – предупредил их Максим. – Но есть приёмы, на которых можно серьёзно сэкономить». Обязательные условия: вам должны быть известны города вылета и прилёта, даты, плюс потребуется пластиковая банковская карта не ниже уровня Visa Standard или Master Card и доступ в Интернет. До вылета – от полугода до двух недель. Исходя из этого можно начинать действовать.
«Казалось бы, всё просто, но, как говорится в известном анекдоте, есть нюансы. Прежде всего, выбор маршрута, – говорит путешественник. – В прошлом году я ездил в Испанию. Но чтобы сэкономить, пришлось полететь в близлежащую страну, куда билеты стоят дешевле. Я выбрал Германию: туда летает много бюджетных авиакомпаний». Схитрить можно и при выборе точки отправления. Из Иркутска обычно довольно дорого улететь в Москву. Но, к примеру, пару лет назад существенно сэкономить позволял вылет из Улан-Удэ: оттуда перелёт стоил 8 тысяч рублей, а из Иркутска – 20 тысяч. «Сейчас уже наоборот. Зато с прошлого года стало дешевле улететь из Красноярска – тысячи за две. Эта разница стоила шестнадцати часов на поезде», – рассказывает Милютин.
Такая практика распространена в Европе. Перелёты через крупные города приблизительно в десять раз дороже, чем через мелкие, находящиеся в нескольких километрах от мегаполисов. Разница бывает даже при выборе аэропорта, куда летают разные авиакомпании. Как, например, в Москве, где три аэровокзала – «Шарик», «Внучок» и «Домик». «Вот хороший пример в Китае. Рядом с Пекином есть маленький по местным меркам город Тянь-Дзинь. Туда летает дальнемагистральный дискаунтер «Airasia Express». Оттуда на нём можно отправиться в аэропорт Куала-Лумпур в Малайзии, где базируется этот перевозчик, и дёшево путешествовать по Азии», – рассказывает Максим Милютин.
Доверия к российским бюджетным авиакомпаниям пока нет, признаёт он. «Но это миф, что якобы летать на них небезопасно. Понятно, что если билеты дешёвые и не дай бог что-то случится, то на этой авиакомпании можно ставить крест. У них, как правило, более-менее новые самолёты. Экономить такие компании предпочитают за счёт питания и другого сервиса», – говорит Милютин. Хотя недостатки всё-таки есть. Во-первых, летают они по очень уж ограниченному количеству направлений. Во-вторых, не всегда билеты на дискаунтере действительно дешевле. «Когда запускался первый российский бюджетный перевозчик «Sky Express», цены были низкие. Сейчас уже нет. Недавно появился новый дискаунтер «Авианова», и пока что у них дёшево. Но покупать у «Авиановы» билеты не рекомендую, особенно если торопитесь. У них то ли два, то ли три самолёта, в случае чего рискуете опоздать», – предупредил путешественник.
Ещё один этап экономии – способ поиска билета. Прежде всего стоит искать на сайтах авиакомпаний, где можно найти дешёвые билеты и предложения, которых нет в общих системах бронирования. Кроме того, наименее дорогие варианты могут быть на иностранной версии сайта, к примеру, на американском – там выше конкуренция. Попробовать найти билеты следует и на агрегаторах, которые собирают информацию с сайтов перевозчиков. Мировой лидер – expedia.com, есть наши аналоги – pososhok.ru. Есть суперагрегаторы skysсanner.net, momondo.com, но их база обновляется лишь во время запроса и часто бывает, что билеты уже ушли. На сайт avia.travel.ru часто сливают инсайдерскую информацию о грядущих распродажах. Полезно заходить на форумы, к примеру forum.awd.ru. «Интересно бывает следить за тем, как развиваются отношения авиаперевозчиков. Скажем, летают две компании в один аэропорт. Они договариваются между собой, держат высокие цены, делят «бабки», ходят в баню, все дела. Потом приходит третий, четвёртый. И денег становится мало, они не договариваются. И кто-то начинает распродажи. Другие тоже демпингуют. Такие моменты имеет смысл отследить и купить билеты», – уверен Максим Милютин.
Удобнее и дешевле электронного авиабилета пока ничего не придумано, уверен Максим. Оплатив его по пластиковой карте или через колл-центр, можно сэкономить на сборах за оформление бумажного билета (если лететь в Европу, то они составляют около 10 евро). «По телефону безопасно сообщать данные, я так делал. Главное – потом всё-таки проверить, дошли ли деньги», – говорит он. Важно также на всякий случай распечатать электронный билет: его с вас обязательно потребуют в любом индийском аэропорту, без распечатки просто не пустят на его территорию. «Или была такая история: путешественники летели из Индонезии, и когда регистрировались на рейс, отключилась сеть. И в самолёт пускали только по распечаткам», – вспоминает Максим. Впрочем, электронный билет получится оформить не на все направления. Если летите, к примеру, в Ербогачён, получите бумажный авиабилет: местный аэропорт отсутствует в международной системе бронирования.
Дешёвый авиабилет, вопреки мифам, можно вернуть за 24 часа до вылета и получить за него все деньги. Если позже, то получить удастся не более 25%. «Согласно Воздушному кодексу РФ, возврату подлежат даже билеты, в тарифах на которые прописано обратное, – говорит Максим Милютин. – Ещё три-четыре месяца назад у «Трансаэро» были тарифы, по которым взимался большой штраф за возврат билетов, но сейчас все отечественные перевозчики привели свои тарифы в соответствие с законами. Максимум, что им позволено взять, сбор в размере 300–500 рублей, хотя при большом желании и его можно оспорить». С иностранными перевозчиками сложнее: они не руководствуются Воздушным кодексом РФ, и пассажир может остаться ни с чем. «Скажем, если покупаете билет у «Alitalia», то просто непонятно, по чьим законам возвращать оплату. Компания находится в Италии, а центр приёма платежей – в Швейцарии», – отметил путешественник.
Приобрести билет по дешёвке может помочь счастливая случайность с красивым названием «глюки и хаки». Проще говоря, сбой в электронной системе авиакомпании. «С «Alitalia» в декабре случился сбой, и полёт в бизнес-классе стоил ноль. Про это прочухала треть населения Москвы, народ судорожно скупал билеты. Но поскольку это был глюк, то в документах отсутствовала часть информации и билеты были недействительны. Потом, конечно, начались звонки от представителей авиакомпании, мол, вы либо доплачиваете тысяч восемьдесят, либо никуда не летите», – рассказал Максим. Впрочем, по его словам, у таких историй бывает и «хеппи-энд» с последующим дешёвым перелётом.
После лекции участники мастер-класса приступили к практике. Задачу подкинули прямо из аудитории – в начале июля надо улететь из Иркутска в Париж и вернуться в конце августа. На первом агрегаторе билеты Москва – Париж стоили 15 тыс. рублей. Девушек, которые хотели в Париж, это сильно огорчило. «Давайте посмотрим на другом сайте», – предложил ведущий мастер-класса. Но там перелёт был дороже ещё на тысячу. «А может, попробуем через Германию?» – предложил Максим Милютин, уверенный, что «Европа маленькая». В результате перелёт до Германии уложился в 7 тыс. рублей, оттуда до Парижа – 3 тыс. рублей. «Отлично, ещё и в Германии побываем», – обрадовались девушки. И стало ясно: дешёвые перелёты требуют не только сил и желания искать, но и времени на переезды из аэропорта в аэропорт, из страны в страну.