издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Сцена военного времени

Театральные артисты внесли свой вклад в Великую Победу

  • Автор: Виталий СИДОРЧЕНКО, заслуженный артист РФ, для «Восточно-Сибирской правды»

В августе 1942 года перед Иркутским драматическим театром была поставлена задача организовать концертные бригады для обслуживания отдалённых районов области в период сельскохозяйственных уборочных работ. Фронту был нужен хлеб, и артистам следовало помочь жителям села создать нужное настроение, вселить в них уверенность в том, что ударный труд колхозников на уборке урожая – это их весомый вклад в дело победы над вероломным врагом. Четыре бригады актёров по восемь–десять человек в каждой разъехались по специально разработанным местными властями маршрутам.

Программы концертов включали в себя не только художественное чтение, небольшие сценки, юмористические рассказы, но и исполнение популярных песен, для чего в бригаду включали баяниста. Перед началом выступления обычно читалась короткая лекция о текущих делах или о международном положении. После концерта председатель колхоза или другой руководитель писал отзыв в специальный журнал бригады. Отмечалось количество зрителей, иногда указывалась сумма денежной выручки, кратко оценивалось выступление артистов, и высказывались пожелания на будущие встречи. Всё заверялось подписью и печатью. Журнал этот считался отчётным документом бригады перед дирекцией театра. 

 Вот один из этих отзывов, записанный в журнале бригады в 1942 году.

«18/VIII и 19/VIII в аймачном центре Бохан был дан концерт труппы областного драматического театра в количестве 8 человек (руководитель Белопольский). Вся острота программы концерта направлена на успешное проведение уборки военного урожая 1942 года – на борьбу с фашистскими извергами.

И вступительное слово актёра Прокофьева, а также исполнение каждого номера участниками концерта воодушевило зрителя на ещё больший ударный труд, ещё больше разожгло ненависть к врагу. Зрители остались довольны каждым номером концерта и их исполнителями. Вся программа прошла с большим успехом. Особенно большое внимание зритель уделил исполнению номеров актрисой Крамовой, солисткой Булгаковой, баянисткой Аней Гуревич и комическим номерам актёра Прокофьева.

20 августа вся труппа актёров выезжает в колхозы аймака для проведения концертов.

Советские партийные организации уверены, что эти концерты будут проходить также с большим успехом, правильно воспримутся колхозной массой и мобилизуют её на ещё больший успешный самоотверженный труд на уборке урожая и заготовке сельхозпродуктов.

Секретарь Боханского АК ВЛКСМ Маркин».

Можно цитировать и другие отзывы, записанные на этих сшитых чёрными нитками желтоватых страницах из толстой обёрточной бумаги. Они бесхитростны и просты, но в них частичка той благодарности, которую получали артисты за свой, впрочем, нелёгкий труд. 

Только в 1943 году в колхозы Усольского, Черемховского, Зиминского районов во время уборочных работ выезжали десять бригад артистов, давших для сельских жителей более ста концертов. 

7 ноября 1942 года в Иркутском драматическом театре состоялось торжественное собрание, на которое были приглашены передовики производства. Но концерт для стахановцев давали… артисты Киевского государственного ордена Ленина Академического театра оперы и балета им. Т.Г. Шевченко.

Многие иркутяне посчитали, что украинские артисты приехали на гастроли. Они ещё не знали, что после года работы в Башкирии, в городе Уфе, по решению Всесоюзного комитета по делам искусств Киевский оперный театр перебазирован в г. Иркутск и работать ему предстоит в одном здании с местным драматическим театром. 

Партийные, советские организации города окружили украинских артистов поистине сибирской заботой и вниманием, старались предоставить им все условия для успешной деятельности. 4 декабря 1942 года киевляне открыли свой театральный сезон оперой С.С. Гулак-Артёмовского «Запорожец за Дунаем», а на другой день давали уже оперу М. Глинки «Иван Сусанин». В дальнейшем, кроме произведений украинских композиторов, труппа показала бессмертное произведение П.И. Чайковского «Евгений Онегин», а также несколько опер мировой классики. 

Балетный коллектив поставил четыре новых спектакля: «Коппелия» Л. Делиба, «Бахчисарайский фонтан» Б. Астафьева, «Шахеразада» Н. Римского-Корсакова и «Bicoda Hir» В. Иориша – Н. Смолича. Успех последнего балета определила музыка, построенная на широком использовании народных песенных мотивов.

За полтора года работы в Иркутске Киевский оперный театр поставил двенадцать новых спектаклей. И, несмотря на большую загрузку оперных и балетных актёров на стационарной сцене, они сумели дать 800 шефских концертов, провести фестивали русской и концертной музыки.

Киевские артисты часто участвовали в совместных концертах с иркутскими коллегами. А солистка оперы А.А. Павловская даже ездила в течение двух недель в августе 1943 года с бригадой драматического театра в колхозы Усть-Удинского района, и её пение всегда очень тепло принималось благодарными зрителями. 

Как и иркутяне, украинские артисты сформировали специальные группы, которые выехали с концертами в госпитали для раненых бойцов. Если там отсутствовало фортепиано, оперные солисты пели в сопровождении инструментального ансамбля или даже баяна.

Периодически, по очереди с драматическим театром, опера давала для раненых и утренние спектакли. 17 октября 1943 года киевляне провели специальный День культурного обслуживания раненого бойца и командира, когда в один день артисты участвовали в 102 концертах, а технические работники театра починили в госпиталях более 700 единиц белья. Вскоре эту инициативу украинских артистов подхватили многие театральные коллективы страны.

Киевский оперный, как и многие другие театры, принял участие в сборе средств для постройки танковой колонны. Его вклад – более полумиллиона рублей и ещё 300 тысяч рублей в фонд помощи семьям фронтовиков.

По словам украинских артистов, Иркутск в эти полтора года стал для них близким и родным городом. Покидая его в майский день 1944 года, они, кроме благодарных слов всем жителям города, выражали уверенность, что дружба двух театров, двух братских народов, скреплённая военными невзгодами, станет ещё крепче, ещё надёжнее. Тогда в этом никто не сомневался.

В марте–апреле 1943 года, уступив сцену украинским артистам, Иркутский драматический театр всем коллективом выехал для обслуживания частей и гарнизонов Забайкальского фронта. О том, как работали иркутяне у военных, подробно написал в благодарственном письме на имя административного и общественного руководства театра начальник политического управления Забайкальского фронта генерал-майор Шманенко.

«Коллектив Иркутского драматического театра во время своего месячного пребывания в Читинском гарнизоне провёл большую работу по культурно-художественному обслуживанию красноармейцев, командиров и политработников Забайкальского фронта. 

За этот короткий период театром было дано 46 спектаклей и концертов (из них 15 шефских), которые прошли на высокохудожественном уровне и пользовались заслуженным успехом у армейского зрителя.

Особенно следует отметить, что коллектив театра в условиях Отечественной войны советского народа против озверелых немецко-фашистских захватчиков сумел поставить ряд волнующих правдивых патриотических спектаклей («Давным-давно» Гладкова, «Нашествие» Леонова, «Русские люди» Симонова, «Фронт» Корнейчука и др.), завоевавших большую популярность у командиров и политработников Забайкальского фронта. Этому способствовала и замечательная игра талантливых артистов театра: Б.А. Ситко, Л.П. Деримарко, М.М. Каплун, К.А. Прокофьева, Г.А. Крамовой, В.Н. Бурдина, Е.Е. Барановой и других, которые пользовались исключительной любовью и большим успехом у зрителей также и в других спектаклях, поставленных театром за время своего пребывания в г. Чите («Анна Каренина» Л.Н. Толстого, «Без вины виноватые» и «Последняя жертва» А. Островского).

Прибытие Иркутского областного драматического театра в Читу явилось культурным событием, а итоги проведённой им работы свидетельствуют о ещё более тесной дружбе работников искусства города Иркутска с бойцами и командирами, политработниками Забайкальского фронта.

Мы желаем театру новых успехов в плодотворной творческой работе над созданием патриотических спектаклей, воспитывающих советских людей и мобилизующих их на окончательный разгром немецко-фашистских захватчиков и изгнание их из пределов нашей великой Родины».

За эти гастроли политическое управление объявило благодарность всему коллективу театра, а также персональную благодарность директору театра О.А. Волину, художественному руководителю театра Н.А. Медведеву и ведущим артистам.

На иркутской сцене – опера «Запорожец за Дунаем» Киевского театра оперы и балета. Одарка – М.И. Литвиненко-Вольгемут, Карась – И.С. Паторжинский

Опыт работы с воинскими частями на Забайкальском фронте очень пригодился театру в гастрольной поездке на Дальневосточный фронт в 1944-1945 годах. База театра располагалась в городе Хабаровске в помещении клуба УНК ВД, где 30 июня 1944 года состоялось открытие гастролей и где иркутским артистам предстояло работать в течение двух месяцев.

Всего в Хабаровске театр показал 77 спектаклей, которые посмотрели 65 тысяч человек. 

В победном 1945 году с 16 июня по 23 сентября театр вновь выезжал на гастроли в Хабаровск и опять получил очень высокую оценку своего труда от общественных организаций и простых зрителей. В эту вторую поездку театр особенно широко развернул военно-шефскую работу в частях и гарнизонах Дальневосточного фронта.

Об этом в октябре 1945 года писала «Восточно-Сибирская правда». Но особенно много материалов было опубликовано в военной газете «Тревога». Сами заголовки корреспонденций и статей говорили об организации широкой и массовой работы театра с бойцами и командирами Дальневосточного фронта: «100 шеф-ских концертов для воинов нашего фронта», «Артисты у лётчиков», «Коллектив иркутского театра помогает красноармейской самодеятельности», «Иркутскому театру наше армейское спасибо» и т.д. Не случайно группа актёров, работающая в действующей армии, была награждена медалями «За победу над Японией».

Говоря о заслугах театра и его вкладе в общую победу над врагом, нельзя не вспомнить об актёрах, воевавших в действующей армии, в партизанах, в тылу врага, и актрису А.Ф. Перегонец, которая работала в Иркутском драматическом театре в сезон 1927-1928 годов. Во время Великой Отечественной войны она, будучи актрисой Симферопольского театра, участвовала в подпольной борьбе против немецких захватчиков. Вместе с группой других актёров А.Ф. Перегонец была расстреляна фашистами.

Воевали на фронте лауреаты Государственной премии В.В. Лещев, А.Н. Благовестов, заслуженные артисты РСФСР И.Н. Климов, А.З. Берман.

За годы войны коллектив иркутского театра выполнял не только свои прямые профессиональные обязанности. Он активно участвовал в подписке на займы, в сборе тёплых вещей для бойцов Красной Армии, отчислял денежные средства в Фонд обороны, о чём свидетельствует благодарственная телеграмма в адрес иркутского театра от Верховного Главнокомандующего, Председателя Совета обороны И.В. Сталина:

«Телеграмма.

Иркутск. Директору драматического театра товарищу Волину, художественному руководителю товарищу Медведеву, председателю месткома товарищу Тальмо.

Прошу передать сотрудникам Иркутского драматического театра благодарность за внесение 250000 рублей в Фонд обороны СССР. Мой братский привет и благодарность Красной Армии.

 Сталин».

Великая Отечественная война близилась к концу. Актёры работали, не считаясь со временем, со своим здоровьем, с накопившейся усталостью. Некоторые, ранее приехавшие из западных областей, подумывали о переезде в родные края, да и возрастной предел поджимал. Назрела острая необходимость омолодить актёрский состав, влить в труппу новые силы.

В соответствии с решением Совнаркома РСФСР и распоряжением Управления искусств при СНК РСФСР 1 февраля 1944 года при Иркутском областном драматическом театре от-крылась актёрская студия. Со всех уголков Сибири в театр стали приходить письма от множества желающих «учиться на артиста». В короткий срок было получено 250 заявлений о приёме, однако к первому туру экзаменов было допущено 126 человек. После второго тура и окончательного отбора в студию поступили только 16 абитуриентов.

Среди них приказом от 2 февраля 1944 года в студию был зачислен Леонид Гайдай, впоследствии – известнейший комедиограф, а в октябре 1944-го дополнительным набором в студию приняли другого известного иркутского актёра – Виктора Егунова, будущего народного артиста РСФСР. Выпускниками первой студии были актриса Иркутского ТЮЗа Тамара Иванченко и преподаватель Иркутского университета, кандидат наук Надежда Ковригина.

Студийцы все три года – а выпускались они в сентябре 1947 года – участвовали в спектаклях театра. Леонид Гайдай был в числе самых успешных студентов, и после окончания обучения его оставили в театре в должности артиста второй категории. 

Первые студийцы в течение двух лет разделяли все трудности и невзгоды военного времени, выпавшие на долю актёров иркутского театра. Ну а театр, точнее, его актёры, работники технических цехов, администрация с достоинством и честью выполняли свой профессиональный долг в суровые годы Великой Отечественной войны.

Они выдержали проверку боевым временем.

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры