издательская группа
Восточно-Сибирская правда

Весенне-полевой прайс

Селяне получат топливо по специальным ценам

  • Автор: Мария ШМЕЛЁВА

Почти 11 тысяч тонн бензина и дизельного топлива по льготной цене намерена поставить в мае сельхозпроизводителям Приангарья компания «Иркутскнефтепродукт». Такая форма поддержки села существует уже второй год, ранее действовали субсидии сельхозпредприятиям на проведение весенне-полевых работ. Эксперты расходятся в своих оценках, но называют и те и другие меры в целом эффективными.

В апреле сельхозпроизводители Иркутской области закупили у «Иркутскнефтепродукта» 254 тонны бензина АИ-80 и 1,43 тыс. тонн дизельного топлива по льготной цене, сообщили «Сибирскому энергетику» в компании. Планы поставок на май – 2,2 тыс. тонн бензина и 8,65 тыс. тонн дизеля. Этой весной, как и в прошлом году, предприятия аграрного сектора и фермеры могут приобретать топливо по цене ниже рыночной. 

Ещё в конце марта по согласованию с Министерством сельского хозяйства и Минэнерго РФ в регионе на топливо для села цены были зафиксированы на уровне 19,2 тыс. рублей за тонну дизтоплива и 16,1 тыс. рублей за тонну бензина. Однако уже в апреле стоимость солярки была снижена до тех же 16,1 тыс. рублей за тонну. «Первоначальная цена была неподъёмной, половина хозяйств заявили, что просто не посеялись бы», – пояснил один из собеседников «СЭ», близко знакомый с ситуацией. 

Общая потребность сельхозтоваропроизводителей в нефтепродуктах для проведения сезонных полевых работ, по данным регионального министерства сельского хозяйства, в этом году составляет 56,96 тыс. тонн дизельного топлива и16,38 тыс. тонн 80-го автобензина. Предприятия заранее заявляли необходимые им объёмы в соответствии с планами полевых работ, в этом году они остались примерно на уровне прошлого года. 

Сейчас и большие сельхозпредприятия, и крестьянско-фермерские хозяйства активно готовятся к посевной. «Если позволит погода, то мы планируем выйти широким фронтом через неделю, после майских праздников», – говорит председатель совета директоров ООО «Саянский бройлер» Владислав Буханов. Предприятие, по данным областного минсельхоза, входит в перечень крупных сельхозпотребителей горюче-смазочных материалов. По мнению Владислава Буханова, установление льготных цен на нефтепродукты – мера, безусловно, необходимая. В регионе, который относится к территориям с рискованным земледелием, цена на топливо должна стимулировать сельхозпроизводителей. 

Снижение цены на ГСМ приведёт к уменьшению затрат на производство сельхозпродукции и конечной стоимости товаров для потребителя. За счёт этого местные производители смогут конкурировать с соседними регионами. Доля топливной составляющей в расходах сельскохозяйственных предприятий и крестьянских фермерских хозяйств составляет 6,4%, сообщили в министерстве сельского хозяйства. Однако это усреднённый показатель. Практика отдельных предприятий показывает, что эта доля может достигать от 16 до 30% себестоимости продукции, считает глава СХЗАО «Приморский» Аполлон Иванов. Так, например, в растениеводстве, по его оценке, расходы на нефтепродукты в структуре затрат занимают около 17%.  

В прошлом году квоты на приобретение топлива по фиксированной льготной цене хорошо себя показали, отметил Аполлон Иванов. До введения этой меры сельхозпроизводители получали государственные субсидии на проведение сезонных работ. Решение об изменении механизма поддержки было принято федеральным правительством. Региональные эксперты предполагают, что оно было принято, в том числе, в связи с экономическим кризисом. «В условиях дефицита федерального и регионального бюджетов помощь в виде льготных цен на топливо снижает бюджетную нагрузку», – считают собеседники «СЭ». 

По мнению исполнительного директора Некоммерческого партнёрства крестьянско-фермерских хозяйств Иркутской области Николая Ермакова, селу нужна помощь обоих видов. Сейчас в реестре господдержки регионального минсельхоза 8,6 тыс. фермерских хозяйств. Ситуации в них разные: кто-то берёт кредиты на покупку топлива, кто-то занимает под будущий урожай, кто-то смог продать зерно до того, как цены упали, отмечает Николай Ермаков. 

Субсидии в виде «живых» денег давали возможность модернизировать сельское хозяйство, соглашаются с ним другие собеседники «СЭ», а нынешняя льготная цена могла бы быть ниже, поскольку с так называемыми «свободными» поставщиками сельхозпредприятия зачастую договариваются о ценах на сопоставимом уровне. 

Читайте также

Подпишитесь на свежие новости

Мнение
Проекты и партнеры