Бензиновое напряжение
В Иркутске назревает новый бензиновый скандал. Оптовые цены на топливо растут быстрее розничных. Виновата в этом, по мнению владельцев независимых автоза- правочных сетей, конкурентная политика компании «Роснефть», которая удерживает низкие цены на своих АЗС. Чтобы сохранить клиентов, остальные розничные операторы работают себе в убыток. Не дождавшись помощи от местных властей, главы пяти небольших топливных компаний обратились за поддержкой к премьер-министру Владимиру Путину.
Розница не успевает
На прошлой неделе на некоторых автозаправках Иркутска впервые за месяц поменялись ценники. Во вторник повысила цены «Крайснефть», сообщили в компании. Заметнее всего – на 70 копеек – подорожал самый популярный у автолюбителей бензин АИ-92, теперь он стоит 23,3 рубля. Остальные виды топлива выросли в цене на 20–30 копеек. Компании, торгующие нефтепродуктами в розницу, следуют за оптовым сектором, пояснили специалисты. При этом заправщики вынужденно удерживают стоимость топлива для потребителей ниже закупочных цен. Бензин Регуляр-92 производства Ангарской НХК («дочка» НК «Роснефть»), основного поставщика топлива в регионе, на торгах в конце апреля стоил 24,8 тыс. рублей за тонну, по данным Межрегиональной биржи нефтегазового комплекса. По словам Дениса Писаревского, коммерческого директора «Парламент-А» (сеть АЗС «Омни»), последние месяцы компания работает с рентабельностью минус 4%. На заправках компании последнее повышение произошло в середине марта. «Нам приходится в убыток себе держать цены, чтобы сохранить клиентов, – говорит коллега Писаревского по розничному бизнесу. – Несмотря на это реализация с АЗС уже упала на 30%». Автовладельцы уезжают на заправки «Роснефти», где цены ниже.
Причина такой парадоксальной ситуации, по мнению экспертов, – политика «Роснефти», которая повышает оптовые цены, но не поднимает в рознице. С начала года биржевые котировки бензина и дизтоплива АНХК выросли на 11-12%, в то время как на заправках «Иркутскнефтепродукта» (сбытовая структура НК) стоимость топлива долгое время была стабильна, отмечают эксперты.
Последняя надежда
Встревоженные такой тактикой конкурентной борьбы, главы пяти иркутских розничных компаний обратились к премьер-министру Владимиру Путину с просьбой «срочно вмешаться и предотвратить разорение предприятий в результате монополистической деятельности ОАО «НК «Роснефть» (копия письма имеется в распоряжении газеты). В обращении говорится, что «Иркутскнефтепродукт» реализует бензин Регуляр-92 для независимых владельцев АЗС по цене 25,4 тыс. рублей за тонну, что должно с учётом акцизных и прочих платежей соответствовать розничной цене не менее 25-26 рублей за литр. С декабря прошлого года, в результате договорённости между нефтяной компанией и областным правительством, розничная цена за литр бензина Регуляр-92 на заправках ИНП была зафиксирована на уровне 22,7 рубля. Однако истинным мотивом «Роснефти», считают специалисты, является отнюдь не забота о населении региона, а увеличение доли на рынке за счёт независимых АЗС.
В связи с доминирующим положением компании на региональном рынке владельцы независимых автозаправок вынуждены держать цены равными или меньшими, чтобы сохранить клиентов. Ближайший альтернативный поставщик (Омский НПЗ) находится почти на 2000 км западнее, из-за чего биржевая стоимость топлива увеличивается при доставке в Иркутскую область ещё на 2750 рублей за тонну. «Таким образом, компанией «Роснефть» в Иркутской области установлены монопольно низкие розничные цены на ГСМ при монопольно высоких оптовых ценах», – говорится в письме.
Начальник управления информации «Роснефти» Николай Манвелов выступил с ответными обвинениями. По его словам, на 22 апреля, которым датировано письмо иркутских заправщиков, цены на АЗС этих компаний были ниже, чем у «Иркутскнефтепродукта». Так, в Иркутске на заправочных станциях «Энергис» и «Нефтеснаб» литр 92-го бензина стоил 21,69 рубля, у «Омскнефти» – 21,2 рубля, в то время как «Иркутскнефтепродукт» отпускал топливо по 22,7 рубля. В Усть-Куте на заправках ЧП Богданова, тоже подписавшегося под обращением к премьер-министру, эта же марка бензина стоила 24,2 рубля против 24,5 рубля у ИНП. Аналогичная ситуация наблюдалась в Саянске и других населённых пунктах региона, где представлена компания. Соответственно, называть розничные цены «Иркутскнефтепродукта» «монопольно низкими» некорректно, заявил Манвелов, при этом подчеркнув, что, устанавливая оптовые цены, «Роснефть» следует за рынком.
Не пойман – не монополист
По мнению аналитиков компании «Кортес», для роста котировок на Межрегиональной бирже нефтегазового комплекса есть объективная причина: красноярский сосед – Ачинский НПЗ, который, к слову, также входит в структуру «Роснефти», в мае начинает плановые ремонты. На фоне сезонного увеличения спроса не исключены перебои в отгрузке топлива, полагают эксперты.
Если возникнет дефицит, вероятно, возрастут поставки нефтепродуктов в Приангарье с Омского НПЗ. Даже с учётом тарифа на транспортировку западные производители могут конкурировать с ценами АНХК, считает один из собеседников «СЭ». Так, если в настоящее время ангарское дизтопливо стоит около 19,3 тыс. рублей за тонну, то цена аналогичного омского составит 19,2 тыс. рублей.
Написать лично Путину, признаются в документе главы розничных компаний, их вынудила «безысходность ситуации» – обращения в областное правительство и ФАС пока не дали результата.
Иркутское УФАС следит за ситуацией на рынке нефтепродуктов, сообщили в управлении. У антимонопольщиков с «Роснефтью» старые счёты. Напомним, скоро два года, как УФАС судится с компанией, которую в 2008 года признали нарушившей конкурентное право. Тогда «Роснефть» создала на оптовом рынке нефтепродуктов Иркутской области дискриминационные условия доступа к товарам для тех игроков, что не входили в её структуру. «Пока нет окончательного вердикта в этой нашей затянувшейся тяжбе с «Роснефтью», – отметила руководитель регионального УФАС Валентина Заморина. – Оборотный штраф более чем 229 млн. рублей, который она должна заплатить за нарушение Закона «О защите конкуренции», остаётся «замороженным» ещё с 2008 года».
По мнению наблюдателей, антимонопольной службе будет сложно доказать, что розничная цена «Роснефти» – действительно монопольно низкая. Компания, искушённая в судебных тонкостях, может найти экономические обоснования своей конкурентной политике. Тем более что в конце апреля «Иркутскнефтепродукт» всё же сменил ценники на заправках. Теперь летнее дизельное топливо стоит 21,7 рубля, а «народный» 92-й бензин – 23,4 рубля.