Экспорт угля зашёл в железнодорожный тупик
Продажей угля на экспорт напрямую начала заниматься дочерняя структура ОАО «Иркутскэнерго» – ООО «Востсибуглесбыт». В 2010 году компания заключила контракты с корейским и китайским покупателями. Однако их исполнение застопорилось из-за ограниченных возможностей железнодорожной и портовой инфраструктуры.
Вплоть до конца марта 2010 года экспортные поставки угля, который добывается на предприятиях ООО «Компания «Востсибуголь», осуществлялись через трейдера – швейцарскую компанию Glencore, являющуюся одним из крупнейших мировых поставщиков сырьевых товаров. После объединения с ОАО «Иркутскэнерго» его продажей за рубеж стало заниматься дочернее общество энергоугольной компании – ООО «Востсибуглесбыт». «Конечно, проще всего продать экспортный уголь трейдеру в пункте назначения, но с экономической точки зрения выгоднее и интереснее продавать его за границу напрямую», – кратко разъяснил мотивацию такого решения директор ООО «Востсибуглесбыт» Булат Дугаров. Иными словами, маржу, которая раньше доставалась трейдеру, теперь планирует получать дочерняя компания «Иркутскэнерго». Что не менее важно, такое решение позволяет ей приобрести опыт продаж на экспортном рынке.
Отказ в пользу своих
Первый для «Востсибуглесбыта» годовой контракт с китайской компанией «Фань Чжэн» (Fang Zheng) был заключён в конце 2009 года. Согласно ему, в 2010 году предполагается поставка до 200 тыс. тонн угля в КНР. «Объём поставок в контракте указан ориентировочно, поскольку мы ещё при подписании понимали, что есть определённые ограничения по пограничному переходу Забайкальск–Маньчжурия», – рассказал «Сибирскому энергетику» Булат Дугаров. Дело в том, что с начала 2010 года компания ежемесячно подаёт заявки на провоз 4 тыс. тонн угля через переход, однако каждый раз их не удовлетворяют, мотивируя это отказом Китайских железных дорог.
Официальные причины отказа, между тем, не называются. По неофициальной информации, это связано с негласной поддержкой местных угледобывающих компаний, которые работают в северных провинциях Китая. «У них на севере очень много своих разрезов и шахт, и если мы туда поедем, то будем составлять конкуренцию их внутренним производителям», – заметил наш собеседник. Вдобавок пропускная способность железнодорожной ветки, ведущей через пограничный переход, невелика, так что при поставках угля из России пришлось бы пожертвовать объёмами перевозок китайских компаний.
Из-за этого «Востсибуглесбыт» пока не отгрузил ни одной тонны продукции в КНР. Тем не менее одной констатацией факта дело не ограничивается. В апреле представители компании приняли участие в презентации Приангарья в Китае в составе официальной делегации Иркутской области и заявили о проблеме с пограничным переходом. Ответа со стороны китайских властей, впрочем, пока не последовало, но есть неподтверждённая информация, что переход, возможно, будет открыт летом нынешнего года.
Порты загружены, перевалка невозможна
Ситуация осложняется ещё и тем, что железнодорожному транспорту пока нет альтернативы – порты на Дальнем Востоке загружены и не могут перерабатывать уголь из Иркутской области. «Если бы у нас была своя площадка, то мы могли бы начать поставки и в январе», – констатировал директор «Востсибуглесбыта». Дело в том, что компания имеет подписанный контракт с корейской компанией LG на поставку пробной партии черемховского угля с перспективой подписания годового контракта. «Всё это время мы вели активные переговоры с портом Ванино, надеясь получить возможность перевалки в данном порту. К сожалению, пока мы не достигли планируемого результата», – говорит Булат Дугаров. Впрочем, компания пытается решить проблему с портами и надеется, что это удастся сделать до конца 2010 года. В этом случае через дальневосточные порты можно будет поставлять до 20 тыс. тонн угля в месяц.
Несмотря на инфраструктурные ограничения, интерес к российским углям, в том числе и черемховскому, со стороны китайских компаний всё же есть. Заведующий лабораторией развития ТЭК Сибири и Дальнего Востока Института систем энергетики имени Л.А. Мелентьева СО РАН Александр Соколов заметил, что если раньше КНР экспортировала больше угля, чем импортировала, то сейчас ситуация изменилась. Это объясняется растущим спросом внутри страны, а также тем, что из соображений логистики в некоторые территории проще поставлять импортный уголь, нежели обеспечивать их потребности за счёт собственных ресурсов. «Но это не какая-то серьёзная стратегическая линия, ввозом угля занимаются относительно мелкие частные компании, которые таким образом обеспечивают стабильность поставок», – подчеркнул эксперт. Поэтому, по его мнению, говорить о значительных объёмах экспорта в Китай пока не приходится, хотя китайский рынок является достаточно привлекательным. Чему способствует готовность покупателей из КНР приобретать угли даже невысокого качества и обогащать их самостоятельно.
«В настоящий момент мы ведём деловую переписку с теми компаниями, которым мы раздали коммерческие предложения на презентациях Иркутской области в Пекине и Шэньяне», – сообщил Булат Дугаров, продемонстрировав стопку из нескольких десятков визиток китайских бизнесменов. Среди тех, кто заинтересовался углем из Иркутской области, значатся Всекитайская компания по развитию зарубежных угольных рынков, Dalian Tader Coal Net Co, Tonghua Iron and Steel Group, China NingBo JiangBei JingYong Coal Co, Hangzhou Xiangrun Coal Co и многие другие. «Мы им честно говорим, что пока не можем отгрузить уголь ни через пограничный переход Забайкальск–Маньчжурия, ни через дальневосточные порты. А можем продать уголь только на условиях FCA (когда продавец поставляет товар назначенному покупателем перевозчику. – «СЭ») или CPT (продавец несёт расходы по фрахту и перевозке к пункту назначения. – «СЭ»)», – заметил директор «Востсибуглесбыта». Но в будущем руководство компании надеется преодолеть эти ограничения.
Александр Соколов, в свою очередь, заметил, что на фоне растущего после кризиса спроса на коксующиеся и энергетические угли крупные компании начали вкладывать средства в развитие портовой инфраструктуры. Однако не решена проблема недостаточной пропускной способности железных дорог, которая сдерживает поставки в крупных объёмах. Вдобавок, считает учёный, для развития экспорта необходимо принимать двусторонние договоры на правительственном уровне. «Главное – не совершать те ошибки, когда заключаются кратковременные контракты на поставку небольших объёмов угля», – резюмировал он.