Николай Хиценко: «Нужно научиться экономить»
Николай Хиценко был назначен заместителем председателя правительства Иркутской области в декабре – в самый разгар отопительного сезона. О том, как прошла зима для коммунальной системы региона, как научить граждан экономить и какие основные задачи стоят сейчас перед ним, Николай Хиценко рассказал корреспонденту «Сибирского энергетика».
– Заканчивается отопительный сезон, который из-за аномально долгих морозов был для коммунальщиков сложнее, чем в предыдущие годы. Как вы оцениваете состояние жилищно-коммунального комплекса региона?
– Да, зима была тяжёлая. В связи с тем что коммунальные системы у нас в области не идеальны, даже в относительно новых городах не обошлось без сбоев. В начале зимы была серьёзная авария в Ербогачёне, где сгорела дизельная электростанция и посёлок остался без электроснабжения. Потом получили две аварии в Иркутске. Одну мы прошли вообще без сбоев – в Свердловском районе вовремя переключились на резервный трубопровод. Со второй – в Ново-Ленино – пришлось позаниматься. Порядка 129 домов, 7,5 тысячи человек попали под отключение. Аварии на других теплоисточниках, более мелкие, не повлекли особых последствий.
– Повлияла ли прошедшая зима на устойчивость системы ЖКХ в целом?
– В области работает 13 крупных теплоисточников, более 1200 источников коммунальных – такое мощное хозяйство требует профессионального управления. Из областного бюджета только на подготовку к зиме было выделено свыше 460 млн. рублей. На ликвидацию аварийных ситуаций было направлено 244 млн. из резервного фонда плюс 188 млн. рублей – областные трансферты на закупку топлива. Это не считая средств муниципалитетов.
Если говорить об Иркутске – я там все цифры наизусть знаю, – около 70 млн. рублей было выделено из бюджета, кроме того, были средства управляющих компаний на обновление внутридомовых сетей, а также затраты на ремонт тепловых сетей и теплоисточников «Байкалэнерго» и «Иркутскэнерго». Сумма только по Иркутску превысила 400 млн. рублей.
Система подготовки к зиме включает целый комплекс мероприятий, и средства направляются на это немалые. Но времена перестройки, развала сказались. Плюс ко всему – абсолютно безграмотная и бездарная политика сдачи в муниципальную собственность объектов коммунальной энергетики. Раньше было, например, предприятие, имеющее дома, теплоисточник, потом предприятие оказалось в состоянии банкротства. Муниципалитет в безоговорочном порядке должен принять это всё в свои руки. А федеральный бюджет не выделяет на это дело ни копейки. По Иркутску мы принимали хозяйство от железной дороги. Даже такое серьёзное ведомство, не банкрот, передало жилой фонд в состоянии «как Бог пошлёт». В целом система сработала нормально.
– Тема тарифов на жилищно-коммунальные услуги в последнее время не теряет остроты. В чём причины сложившейся ситуации? Повлиял ли на решение снизить тарифы в ряде территорий области приезд комиссии из Госдумы во главе с Владимиром Пехтиным?
– Если говорить о тарифах, то отдельные главы отдельных муниципальных образований, стремясь заработать дешёвую популярность, на протяжении определённого времени вообще не повышали у себя тарифы. Это Ангарск, Тулун, ещё несколько территорий. Народ привык к «коммунизму», хотя в целом идёт рост расходов – инфляционные процессы не остановишь. Потом тарифы были резко повышены, это не совсем правильно и не совсем грамотно. Естественно, для населения это оказалось тяжеловато. Конечно, по тому же Ангарску есть тариф, а есть норматив потребления тех или иных коммунальных услуг. Например, мы с вами должны потреблять в сутки 250 литров холодной воды и 120 литров горячей. Но это не говорит о том, что все мы используем такое количество. Каждый гражданин имеет право поставить счётчик и рассчитываться с ресурсоснабжающей организацией уже по его показателям.
В том же Ангарске есть два микрорайона индивидуальной застройки, которые потребляют огромное количество ресурсов. Потому что люди через центральные сети поливают огороды, теплицы. Идёт значительный перерасход, но народ привык и считает, что можно платить копейки. Я твердо убеждён, что нужно проводить очень жёсткую работу, разъяснять населению, как необходимо экономить.
Мы ориентируемся на развитые страны. Так вот, когда мы со шведами начали заниматься установкой погодоведомой энергосберегающей аппаратуры в Ново-Ленино, шведы сказали: «Ребята, если у вас такая дешёвая вода, у вас её никто экономить не будет». Если она будет стоить дорого, тогда будет отношение другое. Во всех наших домах главный регулятор температуры – форточка. К тому же в домах, которые построены энное количество лет назад, как правило, очень большая утечка тепла через окна, кровли, подъезды, подвалы. Да и у населения нашего своеобразный менталитет. Когда в Ново-Ленино мы поставили погодоведомую автоматику, ко мне пришла группа бабушек ругаться, что батареи холодные. Я у них спрашиваю: у вас какая температура в квартире? Комиссионно обследовали – 22 градуса. Спрашиваем: «Зачем вам батарея?». А одна отвечает: «Причём здесь температура? Батареи стали еле живые. Где я вещи сушить буду?».
Что касается тарифной политики, есть указание президента, мы его выполнили.
– Как можно мотивировать собственников жилья быть ответственными?
– Это самый сложный вопрос. Чтобы эту проблему решить, нужна широкая разъяснительная работа. Нужно поддерживать тех людей, которые являются заводилами, инициаторами тех или иных добрых начинаний. Для таких энтузиастов должны быть некие преференции в виде доплат, бонусов, как угодно. Это люди, которые душой болеют за сломанное дерево во дворе, которые всегда с соседями ругаются по поводу незакрытых дверей, если кто-то накурил, наплевал в подъезде, выйдут пошумят. Эти люди крайне неудобны для управляющих компаний, неудобны частенько и властям. Но их бурная деятельность даёт эффект. В Иркутске есть хорошее начинание – школа активных граждан. Такие школы надо поощрять и развивать.
– Как будут компенсированы те средства, которые недополучат предприятия жилищно-коммунального комплекса из-за перерасчёта тарифов?
– За счёт бюджета. Предприятиям ЖКХ или ресурсоснабжающим организациям необходимо будет компенсировать их потери в размере 273 млн. рублей, чтобы эти предприятия не оказались банкротами.
– В бюджете есть такая сумма?
– Будет корректировка бюджета, и эта сумма будет предусмотрена.
– В прошлом году Иркутская область получила из Фонда содействия реформированию ЖКХ более 1 млрд. рублей на переселение граждан из аварийного жилья. На какую сумму претендует регион в этом году?
– В программе Фонда по капительному ремонту в этом году участвует 21 муниципальное образование, планируется получить 1,264 млрд. рублей под эту программу и 518 млн. рублей на расселение из ветхого и аварийного жилья. Кстати, на этой неделе наша делегация в Москве защищает в фонде заявку на этот год.
– Сколько жителей региона нуждается в переселении, достаточно ли этих средств?
– Эта сумма не покрывает потребности. Если население области около 2,5 млн. человек, то, по информации, которая представлена муниципалитетами, в ветхом жилом фонде 570 тысяч человек и свыше 5 тысяч – в аварийном. В этом году мы от этого числа планируем переселить всего 33%. Пока ещё нужда очень большая, особенно по Иркутску. И в ряде других городов – Ангарске, Шелехове – тоже есть подобные дома, конечно, не такие старые, как в областном центре, где некоторым зданиям по двести, по триста лет.
– Это где у нас такие дома?
– Например, мы ремонтировали каменный дом в Кировском районе, который был построен в 1812 году – когда Наполеон на Россию ходил. Потом этот дом стал разваливаться, его превратили в коммуналку. Были в своё время выгребные ямы, потом грунт «пошёл», мы это всё стягивали. Этот за городской администрацией, один из первых каменных домов Иркутска.
– Сейчас решается вопрос о передаче в эксплуатацию «Облкоммунэнерго» так называемых бесхозных сетей. Учитывая износ этого хозяйства, достаточно ли у областного предприятия, которое сейчас занимается подготовкой к приватизации, ресурсов для приведения в порядок этих сетей?
– Если найдутся на территории предприятия и организации, которые могут взять на себя эту нагрузку, – вопросов нет. Если их нет, для этого и существует областное предприятие «Облкоммунэнерго», которое должно подхватить все эти сети, потому что нельзя народ оставить без электричества. Финансовые сложности, конечно, были, есть и будут. Сети эти брошенные, как правило, забытые всеми. Требуют серьёзных вложений, но заниматься этим надо.
– Контрольно-счётная палата нашла нарушения в использовании средств, выделенных на «северный завоз». Какие меры предполагаются, чтобы усилить контроль?
– К замечаниям КСП всегда внимательно прислушиваются все. Наше министерство ЖКХ, которое курирует это направление, в курсе всех замечаний, поэтому контроль будет более жёсткий. Про ответственность глав муниципальных образований тоже можно поговорить. Мы не можем объявить им выговор, не можем наказать, но есть другие рычаги влияния. Будет ужесточаться контроль за главами муниципалитетов, потому что они проводили конкурсы (на закупку топлива. – «СЭ») и осваивали средства. А прокуратура работает уже по фактам злоупотреблений и нарушений.
– Какие направления работы в правительстве, кроме ЖКХ, вы считаете важными для себя?
– Их много. Основное – это строительство и ЖКХ, реконструкция исторического центра города, поскольку мне губернатор поручил не только 130-й квартал, но и в целом реконструкцию. Это и газификация, и транспорт, и связь, и авиация. Я являюсь и заместителем губернатора по земельной комиссии. Плюс ко всему подготовка города к 350-летию – стоит задача построить пятидесятиметровый бассейн, аквапарк, крытый манеж, футбольное поле.
– По газификации есть какие-то подвижки?
– Да, проведено совещание с представителями «Газпрома». 27 апреля – сбор всех кураторов проекта в Москве. Был подписан протокол о взаимодействии с «Газпромом», определены конкретные сроки по подходу газа к Иркутску. Городу газ уже необходим как воздух. К 2014 году мы должны обеспечить приход газа в столицу Приангарья, а самое главное – его потребление.
– Как будет идти подготовка к приёму газа в Иркутске?
– Бытовой уровень не решит проблему. Первое – это строительство нового теплоисточника на правом берегу, который сможет потреблять львиную долю газа. Второе – это перевод на газ котельных пред-приятий и организаций, пользующихся сегодня мазутом или углём. И третье – газификация посёлков индивидуальной застройки. Коттеджные посёлки с удовольствием перейдут на газ, потому что это более выгодное топливо, чем электроэнергия, которая будет дорожать.
– Понимаю, что при таком количестве задач, наверное, свободного времени у вас немного. Но всё же – есть ли у вас любимое занятие вне работы?
– Отдых на природе. Катание на лыжах. За эту зиму съездил один раз покататься!
Записала Алёна МАХНЁВА