«Я был потрясён, что рисовать можно не только войну»
24 апреля иркутский художник Сергей Бондарчук отпраздновал свой 75-летний юбилей. В этот день в читальном зале ИрГУПС для родных, друзей и гостей он презентовал свои работы. Обо всех картинах юбиляр рассказал при-сутствующим с любовью и теплотой, как о своих детях. Практически на каждом полотне изображены любимые художником люди, вещи, памятные места. Особым пунктом не только в творчестве, но и в сердце Бондарчука стоит Байкал.
– Священное озеро пишут многие художники, – отмечает Сергей Бондарчук. – Ведь Байкал – это магическое и неповторимое явление. Здесь, в отличие от многих других мест, ещё сохранилась первозданная природа.
Живописью Сергей Семёнович начал заниматься в детстве. В военное время он впервые взял в руки карандаш, не зная, что это станет его увлечением и страстью на всю жизнь. Начал с карандашных набросков, а с выходом на пенсию в арсенале художника появились кисти, краски и холсты. Себя художник называет не иначе, как «любителем от живописи».
– Была война, оккупация, мы пережили страшный голод, видели немцев. На жёлтой обёрточной бумаге огрызком карандаша тогда я рисовал войну, – делится воспоминаниями Сергей Бондарчук. – Вместе с другими ребятами мы живописали нашим отцам картины. На больших листах бумаги разворачивались целые баталии. Там были танки, самолёты, немцы и наши бойцы сидели в окопах и оборонялись.
В оккупации ребята продолжали ходить в школу. Учительница была немногим старше самих учеников.
– Учила нас девочка лет пятнадцати, – вспоминает художник. – Однажды она увидела, как я рисую картинку отцу, и спросила, можем ли мы вместе что-нибудь изобразить. Я согласился, и на небольшом листе по её задумке появилось дерево с раскидистыми ветвями, а на одной из веток сидел скворец. Я был просто потрясён. Оказывается, рисовать можно не только войну.
После школы Сергей Семёнович оставил искусство живописи. Долгое время делал только стенгазеты, где бы он ни учился. Рисовал растяжки и плакаты с надписями «Миру – мир!» и «Слава товарищу Сталину».
– Натягивали на деревянную рамку красную ткань и зубным порошком писали, – продолжает художник. – Такие картины существовали до первого дождя, а потом их размывало. Но тогда я познакомился с одним человеком, который рассказывал мне про художников, искусство, краски. Я всё это впитывал и до сих пор пользуюсь некоторыми его советами. Сейчас купить краски в магазине гораздо проще, чем раньше.
Дальше судьба Сергея Бондарчука резко повернула от искусства в сторону лесной промышленности. Свой трудовой путь он начал с должности помощника машиниста в паровозном депо станции Улан-Удэ, а с 1969 года побывал на различных должностях: от начальника участка до главного технолога по лесопилению.
– После выхода на пенсию у меня появилось больше времени для искусства, – отметил Бондарчук. – Вплотную живописью заниматься начал примерно в 1990 году. Сейчас накопилось картин на три выставки, их я в ближайшее время покажу зрителям. Я рисую то, что вижу. Сначала рисовал в стиле, который называется «социалистический реализм». Прорисовывал всё очень подробно, каждую веточку, каждый листочек. Позже познакомился с работами импрессионистов. Они передают содержание картины цветом практически без подробностей.
В своих работах Сергей Бондарчук отображает красоту сибирской земли, Байкала, тайги, которая полюбилась ему за годы жизни здесь.
– Многие сюжеты картин связаны с жизнью моей жены, – говорит живописец. – Она любила и умела рассказывать истории из своего детства, юности. Просто заслушаешься! Поэтому многие свои работы я писал по её воспоминаниям, в картины вкладывал то, что видела она.
Нередко героями полотен художника становятся его дети, внуки, знакомые и друзья.
– На этой картине моя внучка Гуля, – поясняет он. – Мне очень нравится её рисовать. Здесь она получилась как статуэточка. Вот портрет ветерана, моего отца. А на этой картине его любимые вещи: портсигар и папиросы «Беломор». Я коллекционирую отзывы о своих работах. И однажды женщина мне написала очень интересный комментарий: «Что же вы пропагандируете курение?». Разве я его пропагандирую? Я нарисовал свои воспоминания, тогда на фронте все курили. Как сейчас помню: отец, когда покупал новую пачку папирос, разбирал их и одну к другой аккуратно складывал в дюралевый портсигар.
Иркутянин уже не раз участвовал в областных фестивалях народного творчества. Был поощрён дипломами, грамотами и благодарственными письмами администраций Иркутской области и Красноярского края.
Но есть у Сергея Семёновича ещё одно увлечение – шахматы. С 1995 года ветеран руководит шахматным клубом «Импульс» Иркутского энергоколледжа, который традиционно проводит шахматные турниры для предприятий Иркутской энергосистемы. В этом виде спорта Бондарчук является кандидатом в мастера спорта и двукратным чемпионом области.
– Внуки моё увлечение живописью и шахматами не переняли, – сетует Сергей Бондарчук. – Но они тоже очень творческие – все замечательно поют и танцуют.